Как известно, деятельность учителя при реализации тех или иных идей, определенных учебными программами, ориентируется в первую очередь на школьные учебники. Поэтому, чтобы установить, имеется ли реальная возможность для реализации идеи формирования географической культуры личности на основе знаний о русских исследователях-путешественниках в практике обучения, представляется необходимым осуществить анализ действующих программ и учебников по географии. Представляется целесообразным уделить большее внимание классам с шестого по восьмой включительно, так как, начиная с девятого класса, начинает изучаться экономическая география России и мира, и знания о русских исследователях-путешественниках не имеют в этом курсе такой важности как в курсе физической географии.
Длительное время обучение в школе проводилось по единому учебному плану и программам. В последнее время образовательной системе становятся присущи такие черты как многообразие и вариативность. В настоящее время изданы разные по содержанию и структуре программы по географии.
В ходе нашего исследования были проанализированы учебные программы по курсам: «Начальный курс географии», «География материков, океанов, народов и стран» и «География России» .
Табл. 1. Сравнение программ по географии для общеобразовательных учреждений по содержанию знаний о русских исследователях-путешественниках
Московский педагогический государственный университет |
Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена |
Российская академия образования, Институт общего среднего образования |
6 класс | ||
Физическая география. |
Начальный курс географии. | |
Г.Я. Седов Ю.М. Шокальский И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский Ф.П. Литке И.Д. Папанин Н.И. Вавилов |
В. Беринг | |
7 класс | ||
Материки, океаны, народы и страны. |
Континенты и страны. |
География материков и стран мира. |
В.Д. Поярков С. Дежнев Е.П. Хабаров В.В. Атласов А.И. Воейков |
Н.Н. Миклухо-Маклай Е.П. Ковалевский А.В. Елисеев М.П. Лазарев Ф.Ф. Беллинсгаузен А. Никитин С. Дежнев П.П. Семенов-Тян-Шанский Н.М. Пржевальский П.К. Козлов В.А. Обручев Г.Н. Потанин |
В.И. Вернадский М.В. Ломоносов В.В. Докучаев Н.М. Пржевальский Е.П. Ковалевский |
8 класс | ||
География России. 8–9 класс |
География России. |
География России. 8–9 класс |
М.В. Ломоносов В.В. Докучаев Л.С. Берг |
И. Москвитин В. Поярков Е. Хабаров С. Дежнев В. Атласов И.К. Кириллов В.Н. Татищев Д.И. Менделеев А.П. Карпинский И.М. Губкин В.В. Докучаев Л.С. Берг А.А. Григорьев |
В.И. Обручев А.И. Ферсман А.И. Воейков Б.П. Алисов В.В. Докучаев Л.С. Берг |
9 класс | ||
География России. | ||
А.Е. Ферсман М.М. Ермолаев Д. и Х. Лаптевы Б.А. Вилькицкий Г.А. Ушаков И.Д. Черский С.В. Обручев С.П. Крашенинников В.К. Арсеньев |
Похожие статьи:
Психолого-педагогические особенности
И.В. Шаповаленко считает, что в младшем школьным возрасте (7-10 лет) у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Познавательное развитие ...
Диагностика представлений младшего школьника об эстетических
ценностях и идеалах
При изучении представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшег ...
Сущность воспитательной системы школы
Воспитательная система школы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим факторо ...