В любом обществе существуют социальные нормы, то есть правила, по которым живет это общество. Отклонение или несоблюдение этих норм классифицируется как социальное отклонение, или девиация.
Каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
На наш взгляд, отклоняющееся поведение является одной из наиболее важных проблем социума, которое всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по его правилам и нормам. Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения; может быть разное количество индивидов, попадающих под определение «девианты». Также может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого.
Большинство случаев отклонения в поведении приходится на подростковый возраст. Кризис этого возраста является самым острым и самым длительным. Подростки остро переживают конфликты между своими желаниями и возможностями их удовлетворения.
Проблема отклоняющегося поведения подростков постоянно находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей.
Теоретической основой нашей работы являются труды следующих ученых: Ю. В. Васильковой,М.А. Галагузовой, Я. И. Гилинского,Д.Д. Еникеевой,Е. В. Змановской,Ю.А. Клейберг,И. С. Кон, А.В. Мудрика, Л.Я. Олиференко, Э. Шпрангер, и др. по проблемам отклонений в поведении подростков.
Таким образом, мы считаем актуальной тему дипломного исследования «Отклоняющееся поведение подростков как социально-педагогическая проблема».
Объектом нашего исследования являются подростки с отклоняющимся поведением.
Предмет исследования: деятельность по социально-педагогической профилактике подростков с девиантным поведением.
Цель работы - выявление форм и методов социально-педагогической профилактики подростков с отклоняющимся поведением.
В соответствии с целью, объектом и предметом выпускной квалификационной работы нами были поставлены следующие задачи:
Задачи исследования:
Изучить научную литературу по теме исследования и уточнить сущность понятия «девиантное поведение».
Рассмотреть теории и типы девиаций.
Охарактеризовать психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
Описать пути профилактики отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы.
Провести диагностическое обследование девиаций городских подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району.
Описать методы и формы педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Миллеровскому району.
Разработать рекомендации по успешному взаимодействию семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы исследования: изучение научно-педагогической литературы, анализ и синтез понятийно-теоретической системы вопроса; изучение передового педагогического опыта; наблюдение, беседа, тесты, анкеты.
отклоняющийся девиантный поведение подросток
Похожие статьи:
Психофизиологические особенности леворуких детей
По мнению исследователя О.А. Никифоровой, пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости, но очевидны следующие позиции: · леворукость - не патология, а один из возможных вариантов нормы; · леворукий ребенок очень раним, и требует бережного, внимательн ...
Особенности отличия традиционного процесса обучения и
инновационного
Традиционное обучение. Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира. Отличительные признаки традиционной ...
Сущность воспитательной системы школы
Воспитательная система школы – это совокупность взаимосвязанных компонентов (воспитательные цели, люди, их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая мощным и постоянно действующим факторо ...