Структура воспитательной системы выглядит так:
1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);
2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
4) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
5) среда системы, освоенная субъектом;
6) управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Говорить о том, что в образовательном учреждении сложилась система воспитательной работы, можно лишь тогда, когда в ней присутствуют такие наиболее существенные и важные компоненты, как:
Ÿ индивидуально-групповой;
Ÿ ценностно-ориентационный;
Ÿ функционально-деятельностный;
Ÿ пространственно-временной;
Ÿ диагностико-аналитический.
Индивидуально-групповой компонент: он представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении развитием воспитательной системы школы. Это - классные руководители, учащиеся классов, родители учащихся, другие педагоги и взрослые, участвующие в жизнедеятельности образовательного учреждения и воспитательном процессе.
Ценностно-ориентационный компонент: он представляет собой совокупность таких элементов, как:
1 - цели и задачи воспитания,
2 - перспективы жизнедеятельности учащихся школы,
3 - принципы построения воспитательной системы школы.
Функционально-деятельностный компонент: следующий компонент воспитательной работы складывается из таких элементов, как:
1 - системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
2 - основные функции воспитательной системы;
3 - педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью школьного сообщества.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность воспитательной системы, ее функционирование и развитие.
Пространственно-временной компонент: он состоит из таких элементов, как:
1 - эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда;
2 - отношения и связи школы с социумом;
3 - роль и место школы в воспитательном пространстве района.
Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.
Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности.
Похожие статьи:
Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников
Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьн ...
Сущность понятия «методическое мастерство»
«Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он мастер своего дела». Прежде чем определить сущность понятия «методическое мастерство», необходимо рассмотреть его генезис. Для этого вначале объясним одну из составных частей, которая определена как методическая культура. “Осн ...
Формирование эстетических принципов в театре
Вахтангова
Режиссерская манера Вахтангова претерпела значительную эволюцию за 10 лет его активной творческой деятельности. От предельного психологического натурализма первых постановок он пришел к романтической символике «Росмерсхольма». А далее — к преодолению «интимно-психологического театра», к экспрессион ...