Следует заметить, что организационная структура не совпадает с ее функциональной структурой. Рассмотрим функции основных компонентов педагогической системы.
Функция ОВ состоит в самодвижении на основе организованной его собственной активной деятельности, в которой формируется личность воспитанника.
Функция СВ состоит в управлении педагогической системой. Осуществляя эту функцию, воспитатель решает ряд профессиональных задач. В решении каждой задачи непременно проходят следующие этапы: а) осознать и сформулировать пед. задачу как задачу системы, б) разработать программу решения пед. задачи системой, в) осуществить непосредственное управление пед. системой в процессе решения задачи, г) проанализировать результат решения пед. задачи.
Функция СНВ. СНВ вступает в многообразные отношения с ОВ. Это личный пример, руководство в совместной деятельности (лидерство), помощь в деятельности, выражение отношения к ней, оценка и т.д. Если возникшие отношения целесообразны с пед. т.з., то создаются положительные условия для развития ОВ
Исходя из общих воспитательных целей, педагог в имеющихся условиях данной пед. системы осознает и формулирует стратегические, тактические и оперативные задачи воспитания. Стратегические задачи предполагают существенное изменение объекта воспитания, достижение некоторого педагогического идеала. Для решения таких задач требуется длительное время. Тактические задачи предполагают формирование определенных качеств личности непосредственно в конкретных делах воспитанников. Эти задачи обеспечивают выполнение стратегической задачи в соответствии с планом ее решения. Решение тактической задачи осуществляется в более короткие сроки, на ближайший период деятельности.
Оперативные задачи осуществляются немедленно после их возникновения. Решение их является элементом решения задач тактических.
Для того чтобы решить пед. задачу, субъект воспитания проектирует новые состояния пед. системы, создает на практике новые пед. ситуации.
Анализ пед. системы и решение пед. задач как сложная профессиональная деятельность учителя содержит несколько этапов. Приведем их перечень, где первые пять – этапы (компоненты) анализа пед. системы, а с 6 по 10 – этапы решения пед. задачи в данной системе.
Анализ пед. системы в создавшейся ситуации:
1 выявление пед. системы и ее анализ;
2 диагностика объекта воспитания (пед. диагностика);
3 выдвижение и обоснование цели воспитания;
4 определение исходных условий и проблемы решения пед. задачи;
5 формулировка пед задачи в целом.
Рассмотрим каждый этап подробнее.
1. Выявление пед. системы и ее анализ(характеристика). Необходимо определить и охарактеризовать в конкретной ситуации структуру пед. системы (классный коллектив, ОВ, СВ, СНВ), изучить компоненты микросреды в которую включена эта система (СНВ, внутренние и внешние связи) наметить порядок изучения ОВ в его связях и отношениях.
2. Педагогическая диагностика. Пед. диагноз – это заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые д.б. направлено пед. воздействие или которые м.б. использованы в воспитательных целях.
Похожие статьи:
Воспитание детей в различных по структуре семьях
Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственном ...
Социально-педагогическая деятельность по профилактике отклоняющегося поведения подростков в условиях общеобразовательной школы
В российской педагогике понятие «социально-педагогическая деятельность» появилось совсем недавно и только еще начинает исследоваться учеными. Тем не менее, это понятие уже прочно заняло свое место в понятийном аппарате социальной педагогики и педагогики в целом. Социально-педагогическая деятельност ...
Определение понятия «творчество» и «творческие способности»
Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворну ...