Комплекс профессионально–педагогических качеств учителя литературы

Педагогика и воспитание » Профессиональные качества современного педагога » Комплекс профессионально–педагогических качеств учителя литературы

Страница 1

Феномен профессионально–педагогической культуры предоставляет возможность исследовать учебный процесс в контексте технологий, ценностей и направлений творческой личностной реализации учителя литературы. Для филолога культура выступает, как механизм передачи социального опыта, и выражает, с одной стороны, содержание его профессиональной деятельности, с другой – представляет собой инструмент, позволяющий учителю принимать участие в создании, обновлении и трансляции культуры.

На основе изучения теоретического материала, мы выделили профессионально значимые качества учителя литературы.

Прежде всего, это наличие общего понятия о культуре, ее общественном значении, составных частях и особенностях функционирования в различные периоды истории. В связи с общим понятием важно осмысление связи образования и культуры, культуры и литературы, как неотъемлемой части общечеловеческой культуры и практическое умение применять эти знания в педагогической деятельности и общении, направленных на трансляцию художественно–духовных ценностей на уроке литературы.

Учителю–филологу важно иметь представление о художественном образе, как о наиболее универсальной и всесторонней форме духовного постижения бытия, как единство индивидуального и общего, в котором выражается слитность истины художественного образа с правдой эпохи, отражаемой в художественном произведении. Культурный контекст составляет необходимое и обязательное условие понимания сущности художественного образа.

При осмыслении школьной программы и разработке собственной педагогической концепции, определяющей характер изучения творческого наследия писателей и анализа конкретного литературного произведения, для учителя важно умение ориентироваться и применять знания о связи культуры и художественного образа.

В комплекс основных качеств учителя–филолога, входит его способность проводить многоаспектный анализ литературного текста в единстве идейного, нравственно–эстетического и языкового уровней, на основе которого формируется собственная педагогическая концепция интерпретации художественного произведения на уроке литературы.

С этим сочетается умение анализировать конкретное произведение в историко–функциональном аспекте, ориентируясь на учеников как субъектов общения и деятельности, со свободным высказыванием ими собственных оценок и мнений, что важно для личностного самоопределения и осваивания ведущей позиции в диалоге.

Важным компонентом профессионально–педагогической культуры учителя литературы является способность понимать способы воплощения национального в литературном произведении, осознавать бытие человека в органическом единстве с историей, духовным космосом и традициями народа, знать истоки и архетипы национального менталитета и национального характера, воспринимать язык литературного текста как носитель национальной культуры.

Значимым умением для учителя литературы является способность сочетать собственно литературное развитие учеников с развитием их эстетических способностей, на основе использования на уроках приемов анализа художественного произведения.

Эти профессиональные качества и способности учителя обусловлены спецификой предмета литературы и соотносятся с освоением эстетических способов общения, с формированием ценностных ориентаций учащихся.

Как показывает педагогическая практика, особую и наибольшую трудность в условиях реформирования современной школы для учителя–филолога представляет освоение и реализация инновационных принципов, идей и установок, которые содержат создающиеся сегодня учебные комплексы по литературе.

Отбор и характер изложения материала в современных учебниках по литературе осуществляется с первоочередным вниманием к художественной, эстетической и культурной значимости произведения. Это снижает проблемно–тематическую ограниченность и заданность, позволяя учителю вести по–настоящему интересное для учащихся изучение классики и современной литературы. Учителя литературы не сковывают жесткие идеологические ограничения, и он может использовать в педагогической практике сложные литературоведческие понятия – «положительный герой», «идеал» – наполненные новым содержание: положительный герой сегодня – это не просто смелый и решительный человек, отстаивающий классовые интересы, но человек ищущий и сомневающийся, с обостренным чувством собственного достоинства и признающий право на такое чувство за другим человеком. Понятие «идеал» составляют высшие общечеловеческие ценности – Добро, Красота, Истина, признание прав личности права на жизнь, счастье и свободу.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Критика и насмешка
Социализированный язык детей, носящий неинтеллектуальный характер, за исключением вопросов и ответов, может быть разделен на две категории, очень просто различаемые: приказания, с одной стороны, и критика и насмешка — с другой. Вот несколько примеров критики, насмешки, и т.п., которые с первого взг ...

Система дидактических игр на формирование навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у учащихся младшего школьного возраста
Получение числа закрепляется различными упражнениями Примерные виды заданий: «Отложите на счетах 7 красные косточки. Прибавьте столько желтых косточек, чтобы получилось 10. Наклейте или раскрасьте 9 синих круга и 1 красный. Сколько всего кругов получилось? Обведите 9 клеточек синим карандашом. Скол ...

Методика использования практико-ориентированных задач на уроках физики
При изучении нового материала применяют текстовые, качественные, простые. Закрепляя и развивая знания используют экспериментальные, текстовые, комбинированные В формировании умений и навыков графические, экспериментальные. На уроке повторения текстовые, качественные, задачи рисунки. Применять знани ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru