Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
- Фосфор, - сказал я".
- Людям свойственно ошибаться. Так, А. Конан-Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее.
В этом несложном задании учащиеся обобщают физические свойства фосфора и его аллотропного соединения. Такой методический прием не только вызывает интерес к изучаемой теме, но и повышает уровень усвоения и запоминания материала за счет эмоциональной реакции и образования стойких ассоциативных связей.
В 10 классе при изучении темы " Предельные углеводороды" зачитываю отрывок из повести Б. Васильева " А зори здесь тихие":
"Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра".
Перед ребятами ставлю вопрос: " Какой газ явился причиной гибели Лизы?" Учащиеся легко справляются с ответом.
Многогранна тема "Вода", изучаемая в 8 классе. Начинаю цикл уроков всегда строками из Библии:
"… И был вечер, и было утро: день второй. И сказал бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место и да явится суша. И стало так…"
Ребята безошибочно определяют тему урока, и даже, цели и задачи. Такой нехитрый прием снимает напряженность на уроке и создает эмоциональный настрой.
Посмотрите, как поэтично можно описать физические свойства воды и льда:
"…Руки голы выше локтя,
А глаза синей, чем лёд…"
(А. Ахматова " Рыбак")
Какого цвета вода и лёд? Казалось бы, бессмысленный вопрос. Они бесцветны. Но только не в стихах поэтов.
Сложные условия Великой Отечественной войны привели, например, к новой оценке воды- вещества, которое в обыденной жизни является привычным и доступным.
"…Вода! . Бывало, встанешь утром рано,
И кран, с его металла белизной,
Забулькает, как соловей весной,
И долго будет течь вода из крана.
Так, словно о чуде, вспоминала о простой водопроводной воде поэтесса Вера Инбер в трагические дни блокады Ленинграда.
Или такие строки:
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода,
Лучше нет простой, природной-
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа, из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда,—
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б вода."
(А. Твардовский "Василий Теркин")
Целесообразно использовать отрывок из романа А. Фадеева " Молодая гвардия". "Коммунисты- подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись, полопались, вся система пришла в негодность, всё нужно было начинать сначала".
Задаю учащимся вопрос: " На знании какого физического свойства воды основывались в данном случае подпольщики?"
Вдохновенные строки посвятили воде и другие поэты. А сколько создано сказок, притч и легенд о воде, нередко образно называемой " живой" и " неживой"!
"… Всё мне видится Павловск холмистый,
Круглый луг, неживая вода ."
(А. Ахматова из сборника " Белая стая")
Похожие статьи:
Система дидактических игр на формирование навыков сложения и вычитания в
пределах двадцати у учащихся младшего школьного возраста
Получение числа закрепляется различными упражнениями Примерные виды заданий: «Отложите на счетах 7 красные косточки. Прибавьте столько желтых косточек, чтобы получилось 10. Наклейте или раскрасьте 9 синих круга и 1 красный. Сколько всего кругов получилось? Обведите 9 клеточек синим карандашом. Скол ...
Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики
на примере закона архимеда
Борьба за действенность знаний должна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладения учащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения ими систематического курса физики. Прежде всего, знания учащихся должны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то ...
Этапы становления воспитательной системы школы
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы. Первый этап развития воспитательной системы - этап становления. Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в ...