Для современной белорусской школы характерны как сильные так и слабые стороны образовательной системы. Положительные стороны: объем и качество знаний, которые получают учащиеся; школа обеспечена учебными программами высокого уровня сложности с достаточно эффективными методиками; мощный потенциал белорусской школы — ее учительский корпус, степень профессиональной подготовки которого позволяет ставить и решать сложные и масштабные образовательные задачи. Отрицательные стороны: учебная перегрузка; низкий уровень усвоения учебных программ; чрезмерная унификация школы; недостаточное внимание школы к проблеме гражданского воспитания и социальной адаптации школьника в условиях постоянного усложнения современной жизни ведет к росту преступности и других негативных явлений.
Сегодня государственная политика в области образования базируется на принципах (“Закон об образовании в Республике Беларусь. 1991год”):
· приоритет общечеловеческих ценностей;
· национально-культурная основа;
· научность;
· ориентация на мировой уровень образования;
· гуманизм;
· связь с общественной практикой;
· экологическая направленность;
· преемственность и беспрерывность;
· единство образования, духовное и физическое совершенство;
· демократизм;
· светский характер;
· обязательность базового (9 лет) образования.
Образование в Республике Беларусь должно достигнуть следующих целей:
· содействие гармоничному развитию личности, полной реализации ее творческих способностей;
· формирование и укрепление национальной сознательности гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира;
· обеспечение овладения государственного языка, как главного средства общения между гражданами Республики Беларусь;
· сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа и других национальных сообществ республики;
· формирование экологической сознательности;
· воспитание уважения к семейной жизни;
· содействие интеллектуальным устремлениям личности;
· достижение разумного соотношения опыта и веры личности;
· развитие научной, технической и культурной деятельности в соответствии с потребностями развития республики;
· воспитание сознательного уважения к демократии как форме управления и существования, которая позволяет каждой личности участвовать в принятии решений, направленных на улучшение общества;
· содействие установлению отношений человечности и милосердности в отношениях между людьми;
· воспитание сознательного уважения к всемирному порядку, основанного на признании политических, экономических и социальных прав всех народов мира;
· укрепление здоровья и физического усовершенствования воспитанников и студентов.
Чтобы достигнуть этих целей в 1996 году бала принята реформа. Концепция реформы исходит из того, что основными задачами общеобразовательной школы являются:
· подготовка молодого поколения к полноценной жизни и деятельности в обществе;
· формирование представлений и готовности к жизни в изменчивом мире;
· передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры;
· содействие гармоничному развитию личности, ее патриотическому, гражданскому и духовно-моральному воспитанию.
Для достижения этого необходимо реализовать следующие цели и меры:
повышение образовательного уровня населения страны:
— введение обязательного десятилетнего образования;
— повышения до 12 лет срока получения общего среднего образования;
— обеспечение доступности общего среднего образования;
— усовершенствование системы непрерывного образования;
повышение качества общего образования:
— обновление содержания образования;
— внедрение современных технологий обучения;
— обеспечение разноуровневого и вариативного обучения с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учеников;
— усовершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
удовлетворение общеобразовательных потребностей личности ученика с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей:
— создание в начальной школе условий, которые обеспечивают адаптацию ребенка к процессу обучения с учетом его реальных возможностей;
— придание содержанию образования на уровне базовой (основной) школы относительно законченного характера;
— осуществление профильной дифференциации на завершающем этапе общего среднего образования, что обеспечивает оптимальные условия на протяжении обучения;
Похожие статьи:
Психолого-педагогические особенности
И.В. Шаповаленко считает, что в младшем школьным возрасте (7-10 лет) у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Познавательное развитие ...
Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при
патологии
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патолог ...
Анализ и оценка деятельности старших дошкольников на занятиях лепки
Опытно-экспериментальная работа проходила в январе 2010 года, в эксперименте участвовали дошкольники старшей возрастной группы: экспериментальна группа – 10 детей, контрольная группа 10 детей. Для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты: – Определение умения ст ...