I. Организационный момент (2')
Ребята, вы видели телевизионный фильм "Капитан Немо"? Как вы думаете, это фантастика или реальность?! Если внимательно прочитать книгу французского фантаста Жуль Верна "Двадцать тысяч лье под водой", то вы убедитесь в научной справедливости некоторых эпизодов, изучив тему нашего урока сегодня. Видимо, автор хорошо понимал законы физических явлений. И он не одинок.
II. Актуализация знаний (5')
Русский писатель А.П. Чехов в повести "Степь" пишет: (цитаты лучше зачитывать из книг-первоисточников для реализации 2 и 3 цели).
"Егорушка . разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила и понесла его обратно наверх ."
Какая же сила подхватила Егорушку и подняла вверх? Правильно — выталкивающая сила. Давайте с вами повторим все, что мы о ней знаем, потому что она — именинница.
На доске заранее заготовлен кроссворд. Учащиеся, отвечая на вопросы устно, быстро заполняют его на доске.
Вопросы к кроссворду:
Имя какого ученого носит закон, который утверждает: "Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа". (Паскаль.)
Прибор для измерения силы. (Динамометр.)
Куда направлена выталкивающая сила? (Вверх.)
С погружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая величина характеризует увеличение давления в жидкости? (Глубина.)
Математическая величина, которая характеризуется произведением длины, ширины и высоты. (Объем) Допишем формулу на доске, она нам пригодится.
Сила, действующая на попру или подвес. (Вес.)
А ну-ка, быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости . (Давление.)
Формулу дописать на доске.
А сейчас я задам последний вопрос, а вы хором ответите на него, прочитав, что получилось по вертикали в выделенных клетках:
Скажи, какой великий человек
Прославил свой далекий, древний век
Тем, что открыл для жидкости закон,
Тем, что навек был в физику влюблен.* (Архимед.)
*Здесь и далее четверостишия к опытам из книги И.Я. Ланиной "Внеклассная работа по физике"
III. Объявление темы урока (8?) (Исторический материал.)
Тему урока, ребята, вы определили сами и она уже на доске, запишите ее в тетради.
Закон Архимеда.
А вы знаете, почему выталкивающая сила — именинница? Потому что у нее сегодня появилось имя, имя великого мыслителя древности — Архимеда. А чем же он так знаменит? На помощь к нам спешит книга Ефима Ефимовского "След колесницы". Зачитаем фрагмент.
Сиракузы. III век до нашей эры.
Автор: Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона,
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались — корона!
Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много —
Сколько нужно — в самый раз.
Ювелиру на заказ.
Через месяц Гиерону
Ювелир принес корону
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон,
Чистым золотом сверкает…
Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро можно к золоту хитро,
А того и хуже — медь
(если совесть не иметь)…
Гиерон: Вот корона, Архимед,
Золотая, или нет?
Архимед: Чистым золотом сверкает.
Гиерон: Но ты знаешь, все бывает!
И добавить серебро можно к золоту хитро,
А того и хуже — медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то:
Честно ль сделана работа?
Можно ль это, ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить…
Автор: И задумался ученый,
Что известно? вес короны,
Ну а как найти объем?
Думал ночью, думал днем.
И однажды в ванне моясь
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода —
Догадался он тогда,
Как найти объем короны
Похожие статьи:
Выбор и обоснование стратегий аргументации
Согласно теории лингвистической аргументации, изучающей способы воздействия на убеждение людей, рекламная аргументация разделяется на рациональную и эмоциональную. В силу того, что природа человека бинарна, она разумно-эмоциональна, вопрос о том, какой способ воздействия эффективнее, и, соответстве ...
Бинарные уроки в преподавании биологии
Взаимопроникновение идей и методов различных наук является отличительной чертой нашего времени. Интеграция, комплексный подход необходим для решения экологических, экономических и социальных проблем общества. В наше время взаимосвязь природы и человека особенно актуальна. При анализе происходящего ...
Организация, формы и методы деятельности воспитательного коллектива
Организация деятельности воспитательного коллектива идет по разным линиям; она заключается в делении общего коллектива на коллективы первичные; жизнь и поведение воспитанников дисциплинируются, закрепляются в строгом и четком режиме, получают соответствующую эмоциональную окраску, приобретают опред ...