Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке времени.
Дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучались к коллективному труду и быту. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требованиям старших. Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду, игрушки.
В советский период подчинение досуга задачам коммунистического воспитания на многие годы определило характер работы большинства детских внешкольных учреждений, связанных с организацией свободного времени. Досуг должен был воспитывать в идеях современности, современность должна была широкой рекой "вливаться" в досуг, причем организованным путем. Поскольку современность мыслилась как борьба "реакции и революции", то и ребенок должен был стать "солдатом на фронте борьбы", вооруженным марксистским миропониманием, классовым чутьем и пролетарскими интересами.
Участие каждого школьника в клубной работе было обязательным, но выбор формы занятий был добровольным. Наиболее распространенными были кружки: общественно-политический, естествоведения или юннатов, литературный, драматический, изобразительного искусства, музыкальный, физкультуры. В школах силами детей создавались уголки Ленина, пионеров, радио, электрификации, МОПР, Авиахим, "Друг детей", "Долой неграмотность", книги, безбожников, санпросвета, физкультуры. Довольно много времени дети проводили в мастерских: переплетных, столярных, картонажных, швейных, сапожных. Особым успехом пользовались массовые мероприятия. Довольно частым явлением как для города, так и деревни было создание естественнонаучных или юннатских кружков. С одной стороны, такие кружки помогали в изучении школьного курса естествознания, а с другой - становились довольно популярной формой реализации формулы соединения обучения с производительным трудом.
Особой формой клубной работы становились вечера. Это могли быть вечера вопросов и ответов, вечера "чудес", вечера бесед и рассказов, вечера воспоминаний, вечера революционного движения, вечера великих людей и т.д. и т.п. В школе-коммуне Наркомпроса, например, проводили вечер фабрики, который имел комплексный характер. Он состоял из трех отделений, в которых были доклады о технике, фабрике при социализме; чтение отрывков из художественных произведений; коллективная декламация; сцены из истории рабочего движения, частушки, пантомима.
Московский отдел народного образования контролировал работу в каждом городском районе, имевшем свои объединения руководителей по изоискусству и музыкальной работе с детьми. При 7-й опытной станции Наркомпроса был создан кабинет по художественному воспитанию, ставший методической базой всей художественной работы с детьми. Кабинет имел несколько отделов: рисования, художественного слова, театральный и музыкальный.
Наряду с учебно-воспитательными учреждениями досуговая сфера стала составной частью общего процесса формирования "нового человека". Одним из итогов этого процесса стала трансформация как общественного, так и индивидуального сознания.
Похожие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присуща только человеку. Речевое общение о ...
Современные цели образования и дидактические
принципы организации учебной деятельности на уроках математики
Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. В связи с этим остро актуальной стала задача создания новой концепции образования, отражающей как интересы общества ...
Развитие лексических умений посредством поэтического материала на уроке
английского языка
В рамках современной лингвистики необходимо отметить, что язык по сути является иерархической структурой, состоящей из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы как: слова, фразеологические ...