уметь проводить измерения различных физических характеристик;
знать и уметь применять методику обработки результатов и ошибок измерений;
уметь анализировать результаты экспериментов и делать выводы о результатах решения поставленной задачи.
К перечисленным умениям, по нашему мнению необходимо добавить:
уметь пользоваться простым физическим оборудованием;
уметь определять назначение, цену деления и внутреннее сопротивление электроизмерительных приборов, а так же выставлять нужный для данных измерений предел;
правильно «читать» и составлять простейшие электрические цепи по предложенной схеме;
налаживать и регулировать простейшие физические приборы;
проводить несложный ремонт оборудования;
закрепить знания лекционного курса практической работой, доказывая базовые законы и положения.
Однако традиционная методика выполнения работ имеет и ряд недостатков, среди которых выделим наиболее значимые с нашей точки зрения:
не во всех ВУЗах имеется возможность организовать выполнение лабораторных работ фронтально;
небольшое число часов, отводимых на практикумы (менее 70), не позволяет организовать выполнение лабораторных работ, закрепляющих основные законы физики, в достаточном количестве;
существенно снижает возможность творческого подхода к выполнению задания предложенный в методическом пособии план к работе;
выполнение работ студенческими «бригадами» по 2-3 человека усложняет контроль самостоятельности работы каждого студента.
Как показывает практика, традиционный вузовский метод проведения лабораторных занятий по готовым методическим указаниям приводит к тому, что, работая по единому шаблону, студент, строго следуя инструкции, может благополучно выполнить работу, так и не до конца осознав сути проведённого эксперимента. При этом у него не формируются исследовательские умения и не развиваются творческие способности.
Тем не менее, мы согласны с мнением К.П. Кортнева, Н.Н. Шушарина, что с помощью лабораторного практикума возможно развивать исследовательские умения следующего типа:
охватывать всю проблему в целом;
корректно ставить исследовательскую задачу;
оценивать методы решения поставленной экспериментальной задачи;
планировать эксперимент;
искать оптимальное решение поставленной экспериментальной задачи;
реализовать экспериментальную методику;
оценивать ее информативность и точность.
Разумное сочетание традиционной репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами позволит не только приобрести элементарные навыки экспериментирования, практически освоить наиболее важные методы измерений, но и сформировать исследовательские умения студентов физиков младших курсов, подготовить их к дальнейшей научно – исследовательской работе.
Похожие статьи:
Методическая разработка фрагмента урока географии по теме «История открытия
и исследования Евразии»
Фрагмент урока географии в 7-м классе с использованием презентации, выполненной в Power Point по теме: «Отечественные имена на карте Евразии». Задачи фрагмента урока: познакомить учащихся с историей исследования материка, сформировать знания об отечественных исследователях и путешественниках, чьи и ...
Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все ...
Педагогико-теоретические основы экологического образования и
воспитания
В своей статье «Экология личности» Б.Т. Лихачев раскрывает содержание понятия «экология личности и культуры общества», которое может быть распространено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная ана ...