При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема – чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.
В современной практике организации обучения интеллектуально одаренных детей в любой области знаний выделяют три основных направления: факультативные занятия с одаренными детьми по углубленной программе, предоставление возможности ускоренного прохождения школьной программы и создание классов (школ), работающих по специально разработанным программам.
Какие при этом условия можно считать оптимальными?
1. Конечно, программы для интеллектуально одаренных детей должны отличаться от обычных учебных программ.
Специфика учебных программ должна учитывать особенности обучающихся. Приведем пример. Среди способностей выделяют:
- способность быстро схватывать смысл теоретических принципов, понятий, положений. Такая способность требует широты материала (представление суждений разных ученых, разных точек зрения), что необходимо для обобщения материала;
- потребность сосредотачиваться на заинтересованных сторонах проблемы и стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через разнообразные виды учебной деятельности, в частности, самостоятельную работу, задания открытого типа (задания свободного изложения предполагают свободные ответы по сути задания), развитие необходимых познавательных умений (задания разного уровня сложности, задания творческого характера), развитие практических навыков (задания по выполнению экспериментальных работ, мини-исследования, ролевые игры);
- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, что также может развиться через задания творческого характера, исследовательские проекты;
- способность устанавливать логические связи, что достигается за счет интеграции в программу родственных областей знаний, а не ограничения строго определенной областью знаний;
- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
Содержание углубленной программы в отличие от обычной школьной программы содержит большое количество дополнительного учебного материала – увлекательных тем, например, «Интерференция света», «Когерентность волн» – к разделу «Оптика», «Движение в центральном поле. Задача Кеплера», «Твердое тело. Уравнения движения твердого тела» – к разделу «Законы движения»), расширяющих кругозор, вызывающих повышенный интерес у школьников и усиливающих их мотивацию к обучению; творческих практических заданий и т.д.
Другим отличием углубленной программы является наличие в ней творческих заданий. А развитие потребности в творчестве, развитие личностных характеристик, способствующих реализации одаренности, также важно при работе с такими детьми, как и повышение их интеллектуального уровня. Например, в содержание программы могут включаться практические занятия по моделированию физических объектов, занятия на реальных практических установках в лабораториях НИИ или на предприятиях. Содержание программы также включает и разнообразные проектные задания, предполагающие приблизить школьников к реальной проектно-конструкторской деятельности, проведению наблюдений, участию в решении технологических задач.
Вместе с тем, содержание программы должно быть сбалансировано по уровню сложности и видам деятельности. Наряду с добавлением новых тем должны быть разнообразны и виды педагогической деятельности со школьниками и формы их организации. Помимо классно-урочной системы, важно использовать лекции, практические занятия, лаборатории, планируемые для проведения в форме экскурсий, конференций, дебатов и т.д.
2. Очевидно и то, что необходимость развития способностей одаренных детей должно изменять организацию учебного процесса, ориентируясь на принцип личностно-ориентированного обучения. В чем проявляется специфика учебного процесса?
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.
Похожие статьи:
Общее понятие об уроке в школе
В последнее время образование в Украине, которое вовлечено в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьёзные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Например, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные т ...
Этапы взаимодействия и модели сотрудничества
А.А.Петрикевич в своем исследовании рассматривает взаимодействие с семьей как процесс, имеющий свою динамику, этапы развития, характерные только для него формы и методы совместной работы родителей и педагогов. Автор предлагает строить взаимодействие детского сада и семьи в несколько этапов: первый ...
Исследование нарушений письма у
младших школьников с ЗПР
Экспериментальное исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № _ г. Зеленогорска Красноярского края. Для изучения были выбраны дети 2 класса школы, посещающих коррекционный класс для детей с ЗПР. Цель исследования: изучить состояние письма, выявить специфические ошибки письма у млад ...