Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня

Педагогика и воспитание » Особенности словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Коррекционно-логопедическая работа по формированию словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня

Страница 1

Изучив проблему словообразования дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью эксперимента – выявить уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для этого были подобраны две группы детей старшего дошкольного возраста: контрольная группа - КГ (дети с нормальным речевым развитием) и экспериментальная группа - ЭГ (дети с общим недоразвитием речи) по 15 человек в каждой. Экспериментальная работа проводилась на базе детского сада № 28 «Веселинка» г. Норильска.

Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:

- на первом этапе в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование словообразования старших дошкольников в контрольной и экспериментальной группе;

- вторым этапом исследования стал формирующий эксперимент, в ходе которого была подобрана специальнаяметодика коррекционной работы по формированию словообразования.

- третьим этапом исследования стал контрольный эксперимент, в ходе которого было проведено диагностирование словообразования старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы.

В ходе констатирующего эксперимента использовалась методика Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой учитывающей тесную связь процессов развития лексики и словообразования. Целью заданий на словообразование является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.

Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребёнка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении.

Для исследования была разработана диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Н.В.Серебряковой, Р.И.Лалаевой, которая включает в себя следующие задания:

Задание №1. «Найди маму».

Задание направлено на совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами -онок, -енок, - ат, -ят. Увеличение словарного запаса. Употребление множественного числа.

- Кто это? (гусёнок). – А если их много, то как говорят? (гусята). – А кто у них мама? (гусыня).

- Кто это? (ежонок). – А если их много, то как говорят? (ежата). – А кто у них мама? (ежиха).

- Кто это? (котёнок). – А если их много, то как говорят? (котята). – А кто у них мама? (кошка).

- Кто это? (тигрёнок). – А если их много, то как говорят? (тигрята). – А кто у них мама? (тигрица).

- Кто это? (цыплёнок). – А если их много, то как говорят? (цыплята). – А кто у них мама? (курица).

Оценка результатов.

Количество набранных баллов соответствует количеству правильных ответов на заданные вопросы. Максимальное количество 15 баллов.

Выводы об уровне развития:

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Возможности педагога по координации развития способностей одаренных детей
Дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их способностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к «выдающимся» детям, такие учителя часто испол ...

Гигиена письма леворуких детей
Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее ставит целый ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к ра ...

Задачи и особенности физического воспитания школьников на современном этапе
Детский возраст - это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru