Очень важен в спортивной игре такой фактор, что дети активны и сообразительны, строго подчиняются правилам игры, у них появляется чувство ответственности, повышается интеллектуальный уровень.
Спортивные игры позволяют корригировать нарушение пространственной ориентировки, координацию и равновесие, оказывают огромное влияние на коррекцию мелкой моторики, координацию движений, точности, развитие быстроты движений, скоростно-силовых способностей. Многие подвижные игры, эстафеты и соревновательные упражнения применимы для всех спортивных игр. На первый взгляд может показаться, что роль соревновательно-игрового метода в учебном процессе незначительна и его использование малоэффективно. Соревновательно-игровой метод это сложная и разносторонняя деятельность, в которой помимо техники владения мячом, требуется высокий уровень развития специальных физических и психических качеств. А для достижения этих качеств необходимо овладевать навыками и совершенствованием различного рода приемов и упражнений. Учитывая специфику коррекционной школы необходимо постепенно развивать у детей способность действовать рационально и осознанно в любой игровой обстановке.
Однако спортивные игры имеют свою характерную особенность и специфику, влияющие на подбор соревновательных упражнений. Подвижные игры, используемые в системе массовых школ, не всегда походят для учащихся специальных коррекционных школ. Поэтому игры для развития двигательных качеств учащихся нужно подбирать с большой осторожностью, строго при этом следить за дозировкой нагрузки.
Например: Учащийся шестого класса Женя К. по своему возрасту значительно старше своих сверстников, а ростом значительно отстает от ребят. Дозировку урока, которую выполняют его одноклассники, он выполнять не может. Ссылается на сильную усталость, обильное потовыделение, боли в области сердца, хотя по медицинским показаниям группа здоровья - основная. Желание быть как все, у него есть, а физическое состояние не позволяет быть на уровне всех. После нескольких пробных упражнении, Женя видит, что у него не получается выполнять со всеми учащимися на одном уровне, он замыкается и у него пропадает желание заниматься. В таком случае приходится постоянно предлагать ему индивидуальную физическую нагрузку. Если все дети выполняют упражнения с баскетбольным мячом, то ему дается более легкий мяч. Легким мячом с небольшими перерывами для отдыха он выполняет броски мяча в баскетбольное кольцо, расположенное в соответствии с его ростом. При этом все его одноклассники понимают, что Женя слабее их, они не позволяют смеяться над ним, а стараются всячески его подбадривать. С более легким мячом или другими предметами у него начинает получаться и у него появляется стимул к занятиям. Оценивается его выполнение упражнения не столько за качество, сколько за желание и прилежность.
Следует помнить такой немаловажный фактор, что принципиальных различий в методике обучения и использования спортивных и подвижных игр нет, так как учащийся с недостатком интеллектуального мышления любую спортивную игру с мячом воспринимает, как подвижную. Возможности воздействия подвижной игры на детский организм в известной мере ограничены, так как в подвижных играх меньше движений, чем в спортивных. При подвижной игре действуют упрощенные правила, которые учащиеся специальных коррекционных школ значительно легче воспринимают. Эмоциональность игр создает хорошее настроение. Учащиеся проявляют стремление сыграть как можно лучше, при этом они легко поддаются педагогическому воздействию. По окончании игрового задания учащегося нужно вовремя остановить, и умело переключить его на менее интенсивные физические упражнения, приводящие организм в относительно спокойное состояние.
Подвижные игровые моменты можно использовать в качестве специфических задач в заключительной части урока - приведение организма в относительно спокойное состояние, что приведет в конечном результате к организованному завершению урока.
Похожие статьи:
Способы повышения методического мастерства учителя
В ходе педагогической деятельности стало необходимо объективно давать оценку уровню сформированности педагогического мастерства у того или иного педагога. Проведя анализ психолого-педагогическую и методическую литературу, мы выделили критерии этой оценки: 1. разнообразие методов, средств, форм и ви ...
Педагогическая рефлексия и её виды
Профессионально-педагогическая деятельность, которая осуществляется в условиях неопределенности и многозначности возможных решений ее задач, является своеобразной мета-деятельностью, как бы надстраивающейся над деятельностью учащихся, организующей основные виды их деятельности и влияющей на характе ...
Соотношение философии и педагогики в общей парадигме антропологических наук
У философии и педагогики давние связи, более того, первые педагогические мысли и теории зарождались именно в русле философских концепций – достаточно вспомнить античную историю, средние века или эпоху Возрождения. И наиболее тесная область пересечения этих научных областей получила название философ ...