Краткий пересказ требует понимания главной мысли отдельных частей текста и произведения в целом. Обучение этому виду пересказа опирается на сформированное к данному возрасту умение делить текст на части, составлять план. Помогая детям найти главное в каждой части и отбросить второстепенное, учитель формулирует вместе с учениками основное содержание, потом производит его сокращение снова, а иногда и в третий раз. Важные опорные слова и выражения вначале осторожно карандашом отмечают в книге, сформулированные положения записывают на доске. Постепенно учащиеся приучаются производить такой отбор материала для краткого пересказа без внешних опор. Для обучения краткому пересказу используют достаточно развернутые сюжетные тексты, так как небольшие произведения дети запоминают, что мешает им потом освободиться от второстепенных деталей. Тексты описательного характера тоже трудно поддаются сокращению и для обучения краткому пересказу мало пригодны.
В работе со школьниками, имеющими задержку психического развития, полезен также прием "устного рисования", поскольку он способствует не только развитию речи, но и формированию образного мышления и эстетического восприятия прочитанных произведений. Используя этот прием, учитель просит ребенка не пересказать текст, а представить себе то, о чем было прочитано, и подробно обрисовать словами описанный предмет или ситуацию. Для выполнения задания ученику придется внимательно перечитать текст, выделить нужные слова и выражения, осмыслить эмоциональную окраску содержания. Успешному выполнению такого задания способствует предварительный анализ текста, проведенный с помощью выборочного чтения.
Анализ имеющихся сведений по проблеме формирования навыка пересказа у детей с задержкой психического развития позволяет сделать вывод, что формирование навыка пересказа является эффективным средством развития речи детей данной группы. Формирования навыка пересказа способствует развитию памяти, обогащению словаря, усвоению выразительных средств языка. В процессе работы над пересказом происходит развитие навыков построения связных монологических высказываний, усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста, школьники учатся выделять и передавать главную мысль текста. Пересказ способствует введению в активный словарь учащихся многих элементов литературной речи, позволяет школьникам выразить свое отношение к содержанию текста.
Похожие статьи:
Линия информации и информационных процессов как одна из основных содержательных
линий базового курса информатики
Основные содержательные линии курса охватывают следующие группы вопросов: вопросы, связанные с пониманием сущности информационных процессов, информационными основами процессов управления и системах различной природы; вопросы, охватывающие представления о передаче информации, канале передачи информа ...
Операционализация характеристик педагогических
"составляющих" учебной ситуации
Проблемы диагностики качества развитости учащихся В педагогике сложилась определенная практика диагностики развитости учащихся, основанная на выделении ее параметров в двух относительно независимых сферах: когнитивной и собственно личностной, куда относятся мотивация, ценности, особенности эмоциона ...
Шестнадцать пламенных лет
Период работы Макаренко в колонии имени А.М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского является основным и важнейшим этапом его творческой деятельности. За эти годы у Антона Семеновича окончательно сложилось целостная педагогическая концепция, являющаяся образом творческого соединения практики и т ...