Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения

Педагогика и воспитание » Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с патологией опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения » Этапы формирования просодической стороны речи у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих речевые нарушения

Страница 3

В каждом упражнении внимание детей направляется на спокойный, ненапряженный выдох, на длительность и громкость произносимых звуков.

Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции в начальный период помогают «сценки без слов». В это время логопед показывает детям пример спокойной выразительной речи, поэтому на первых порах во время занятий больше говорит сам. В «сценках без слов» присутствуют элементы пантомимы, а речевой материал специально сведен к минимуму, чтобы дать основы техники речи и исключить неправильную речь. Во время этих «представлений» используются только междометия (А! Ах! Ох! и т. д.), звукоподражания, отдельные слова (имена людей, клички животных), позже – короткие предложения. Постепенно речевой материал усложняется: появляются короткие или длинные (но ритмические) фразы, когда речь начинает улучшаться. Внимание детей постоянно обращается на то, с какой интонацией следует произносить соответствующие слова, междометия, какими жестами и мимикой пользоваться.

В ходе работы поощряются собственные фантазии детей, их умение подобрать новые жесты, интонацию и т. д.

1.2 Работа над голосом (формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр).

сила;

развитие звуковысотного диапазона голоса;

нормализация тембра.

В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса. В работу включаются следующие задания:

1. Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

2. Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко?”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т. д.

3. Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков:

4. Длительное произнесение голосом средней громкости сочетаний из двух—трех звуков:

ау ои ауи аза усо и т. д.

5. Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух-трех гласных звуков:

у - беззвучная артикуляция - ау, ауиу - шепотное произнесение - ау, ауиу - тихое произнесение - ау, ауиу - громкое произнесение – ау.

6. Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса.

7. Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух—трех гласных звуков, слогов:

8. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков: А а А а А а

9. Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков:

1.3 Формирование ритмической организации высказывания.

Формированию интонационной выразительности речи предшествуют ритмические упражнения. Они подготавливают детей к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного членения фразы.

Логопедическая работа по данному направлению ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения и осуществляется в 3этапа.

Формирование ритмической организации речи

1 этап

2этап

3этап

Развитие восприятия ритмических структур

Воспроизведение ритмических структур

Формирование ритмической организации речи

Сначала следует рассказать детям о том, что ритм лежит не только в основе речи, но и многих произведений искусств, дать им рассмотреть предметы русского народного творчества – кружево, вышивку, посуду, обращая внимание на их орнамент, рисунок.

1.3.1 Развитие восприятия ритмических структур.

Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) – громких и тихих, с короткими и длинными паузами. Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов. Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры:

// /// ////, // // // //, // / ///, //// ////, */, /*/*/ и т.д., где / - громкий, а * тихий удар.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Педагогическая оценка
В принципе, оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующего средства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Педагогически эффективной считается та оценка, которая создает у ...

Структура высшего образования в Японии
Начальное образование 28 апреля 1952 г., после подписания Сан-францисского мирного договора и возвращения суверенитета Японии, были переоценены недавние реформы, был сделан упор на сохранение традиционных японских ценностей. Например, был вновь введён курс морального обучения. Национальному образов ...

Особенности работы классного руководителя по профориентации в сельских школах
Большое значение в работе классного руководителя сельской школы по профориентации имеет профессиональное воспитание, основная цель которого - воспитание определенных профессиональных качеств, необходимых для выбора конкретной профессии. Главным в содержании профессиональной ориентации является восп ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru