б) Письменный - запись слов, содержащих определенный звук (можно использовать доступные для учеников по написанию слова из данных выше).
2. Вычленение согласного звука на слух в начальной позиции
а) Из серии слогов: то-та-ту оп-ап-уп
на-ну-но ас-ос-ис
са-со-су ум-ам-ем и т.д.
б) Из слова (в начальной позиции).
Беседа по тексту стихотворения:
Вот сколько на «к» я сумею сказать:
кастрюля, кофейник, коробка, кровать,
корова, квартира, картина, ковёр,
кладовка, калитка, комод, коридор .
-Ой, хватит! И звук тоже может устать!
А вот что на «т» ты сумеешь назвать?
Топор, табуретка, тарелка и ложка .
- Ты, кажется, что-то напутал немножко.
-Ну, ладно, я больше сбиваться не буду.Послушай, на «с» назову я посуду: стакан, сковородка, солонка и . кошка. - А кошка откуда?
- Залезла в окошко! Спроси лучше кошку - откуда пришла
и вся ли посуда на кухне цела .
(Л.Куклин.)
Учащиеся продолжают подбор слов на заданный звук.
в) Игра «Любопытный». Ведущий задает вопросы, учащиеся в ответ придумывают предложение, все слова в котором начинаются на один звук, например:
Кто? Что сделал? Кому? Что?
Папа принёс Пете пастилу. Соня связала сестре свитер.
3. Вычленение последнего согласного в слове
Назвать последний согласный:
куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес, стул, квас, парк, хвост, писк, грамм, торт, волк, гром, слон.
Добавить недостающую букву (одну из данных: х, т, к). С каждым полученным словом устно составить предложение:
ко-, пу-, ра-, лу-, ро-, ма-, ки-, мо-, жу-, ме-, со-.
Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. При диктовке педагог обозначает отсутствующий согласный звук легким стуком карандаша. Запись одними буквами (т, ш, л, к .):
самолё-, каранда-, самосва-, воротни-, чайни-, саха-, шала-, футбо-, замо-, вете-, чуло-, пена-, солда- .
Игра «Цепочка слов». Подобрать слова так, чтобы последний звук сказанного слова стал первым звуком следующего, например:
мост - телефон - носки - иголка - автобус .
Д-Т
1. Выделение парных согласных звуков из слов по предметной картинке ( в начальной позиции), например [дрова],[груба].
2. Сравнение д и т по артикуляции ( сходство и различие).
3. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением. Дифференциация т - д в слогах (устно и письменно).
4. Рассматривание парных картинок. Анализ слов-паронимов по смыслу и по звучанию. Составление предложений с ними (устно).
дачка - тачка душ - тушь
дом — том удочка — уточка
дочка - точка кадушка - катушка
5. Вписать пропущенные буквы т, д. С полученными словами составить предложения. Образец:
6. Закончить предложения, выбрав подходящее слово:
У Алёнушки на сердце На крыльце подгнила (доска, тоска)
Ветер . последние листья.
Придвинь гостю … . (стул, сдул)
Брат .экзамен.
Я . хорошим учеником. (сдал, стал)
7. Найти ошибку в стихотворении:
Поэт, придумав строчку, в конце поставил дочку.
8. Записать слова под диктовку в две колонки (по наличию т,д):
Похожие статьи:
Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...
Характеристика внеклассной деятельности подростков
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что значимость творческих способностей не становится меньше с течением времени, а также не теряет актуальности проблема развития творческих способностей. Развитие творческих способностей подростков является неотъемлемой частью образовательного про ...
Морфофункциональные особенности детей младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью. В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Нервная система. Границы младшего школьно ...