Определение дидактики. Задачи и основы дидактики

Педагогика и воспитание » Дидактическая игра как метод развиваюшего обучения » Определение дидактики. Задачи и основы дидактики

Страница 1

В современном, полном контрастов и противоречий мире про­исходят значительные изменения и преобразования, которые от­ражаются на всех сферах человеческой жизни. Цивилизация стоит перед выбором направленности своего дальнейшего пути разви­тия в условиях многочисленных катастроф и катаклизмов как при­родного, так и социального характера. Третье тысячелетие выде­ляет образование в качестве одной из самых обширных сфер чело­веческой деятельности, так как в нем задействовано более мил­лиарда учащихся и около пятидесяти миллионов учителей. Повы­шение социальной роли образования в XXI в. тесно взаимосвяза­но с определением новых парадигм будущего общества.

Педагогика сегодня сосредоточивается на социальной роли ре­конструкции и прогрессивного развития общества в соответствии с образовательными целями, отвечающими нуждам человечества. Философия образования современного этапа развития общества призвана соотносить социально-экономические и индивидуаль­но-культурные требования. Самыми необходимыми и выгодными инвестициями являются вложения в человека и его совершенство­вание, поэтому цивилизованное развитие социума возможно лишь при условии повышения статуса и престижа образованности. Имен­но благодаря образованию и целенаправленному обучению про­исходит формирование человеческой личности, ее духовно-цен­ностных ориентации.

Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, иссле­дующей принципы, ценности, закономерности функционирова­ния и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как яв­лений объективной педагогической реальности, где обучение вы­ступает в качестве образовательного средства.

Для разработки собственно дидактической методологии наи­большую значимость приобретает общенаучный уровень, кото­рый связан с интеграцией дидактики в систему смежных дисцип­лин (философских, социальных, культурологических, естествен­но-научных, исторических) и использованием свойственных им методологических оснований и собственно методов эксперимен­тального исследования. В данном контексте исходным положени­ем для дидактики становится психологическая теория познания, определяющая закономерности учебно-познавательной деятель­ности и пути руководства ею. Это определяет связь дидактики с философией как одним из источников наполнения образователь­ного содержания в области проявления социальных законов.

В настоящее время дидактика концентрирует внимание на разработке проблем теории обучения. Проблемы воспитания в дидактике самостоя­тельно не рассматриваются, хотя ни обучение, ни образование без воспита­ния не существуют. Отсюда следует, что дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Некоторые авторы вкладывают более широкий смысл в понятие «ди­дактика».

Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

Андреев В. И. считает, что и такое определение является недостаточно полным, так как, во-первых, существует не одна, а несколько достаточно обоснованных и эффективных теорий образования и обучения: теории развивающего, проблемного, модульного, дифференцированного, компью­терного и других видов и типов обучения. Во-вторых, особенно в послед­ние годы в дидактике все более последовательно и обстоятельно проводит­ся мысль, что дидактика не заканчивается теорией образования и обуче­ния, а выходит на уровень технологии обучения. Поэтому более полным, считает автор, будет следующее определение дидактики.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Математическая карта темы «Подобные треугольники»
Анализ понятийного аппарата темы «Подобные треугольники» Формулировка определяемого понятия Логический анализ структуры определения Подведение под понятие Следствия из определения Возможные ошибки учащихся Термин Род Видовые отличия Логические связи Вид определения Опорные знания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ...

Исследовательская компетентность учащихся в процессе обучения биологии
С началом XXI века становиться все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Хотя человек по своей природе и исследователь, но сегодня иссл ...

Виды и основные свойства внимания
Рассмотрим классификацию видов и свойств внимания. Опыт показывает, что у человека есть два основных вида внимания непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и независимо от стоящих перед человеком целей. Произвольное внимание всегда связано с наличием определенной цели и воле ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru