На основе предложенной классификации можно выделить два аспекта операционализации проектирования педагогической технологии. Первый из них может быть представлен в следующей ориентировке;
а)"структурно-ориентированная" организация предметного знания предполагает акцент на основах концептуальных построений учебного предмета при отборе учебного материала; на алгоритмах действия при знакомстве учеников с ним и отработке ими "навыков" предметно-специфического мышления;
б)"позиционно-ориентированная" организация предполагает акцент на феноменологии предмета и языках его описания при отборе содержания обучения, на ориентировочных Предметно-смысловых схемах при знакомстве учеников с содержанием и отработке умений "конфигураторного" типа;
в)"смысло-ориентированная" организация - при отборе содержания обучения ориентированного на вписывание личности в национальный и мировой культурный процесс; при знакомстве учеников с выделенным содержанием и "движении в предмете" - на создание ситуаций психологически адекватных их возможностям "опознания" себя в материале и формирование у них умений выражать себя.
Второй аспект проблемы разработки технологии личностно-ориентированного обучения может быть представлен ситуацией выбора средств "специфического" обеспечения обучения с ориентацией на параметры личностного развития. Подобный выбор может осуществляться с использованием следующей таблицы:
Параметры личностного развития |
Группы учебных предметов | ||
структурнориентир. |
позиционно-ориентир. |
смысло-ориентир. | |
мотивация |
познават. интерес |
точка зрения |
ценности этические и эстетические |
рефлексия |
основания рассуждений |
сравнение позиций |
выражение "Я" |
самостоятельность |
аргументац. высказывай. |
умение слушать |
разнообразие выражения |
эмоции |
истина |
уважение позиции |
красота |
Предложенная краткая интерпретация классификации учебных дисциплин позволяет предложить вариант психолого-дидактического анализа их предметно-методической презентации, которая по нашей схеме проектирования педагогической технологии составляет ее необходимый этап. Для наглядности нашего подхода в решении данного вопроса воспользуемся таблицей.
Содержательно методические аспекты |
Типы учебных дисциплин | ||
организации обучения |
структурно-ориентирован. |
позиционно-ориентирован. |
смысло-ориентирован. |
1. Содержание | |||
1.1 Уровень общности научных понятий |
всеобщее |
общее |
единичное |
1.2 Соотношение предметно-спец., общелогического и предметно-личностного |
предметно-спе-цифич. = общелогическому предметно-личностного |
предметно-специфич. == общелогическому = предметно-личностного |
предметно-спе-цифич. = предметно-личностному общелогического |
1.3 Проблемность |
"операционная" эвристики алго - твор-ритм чество |
"организационная" конформизм конф - кон- ликт сенсус |
"смысловая" знак термин символ |
2. формы и методы | |||
2.1, Акценты и спец. упражнения |
логика |
социально-психологический тренинг |
тренинг личностного роста |
2.2 Характер управления |
формирование |
ориентирование |
стимулирование |
2.3 Самостоятельность |
"квазиисследование |
"кооперация" позиций, полей |
самовыражение |
2.4 Характер объяснений |
индукция-дедукция |
создание условий для смены позиции, точки зрения . |
создание условий для вчувствования, эмпатии, сопереживания |
2.5 Специфика презентации учебного материала |
наглядно-образная |
наглядно-действенная |
образно-действенная |
2.6 "Базовая технология |
задачная |
коммуникативная |
личностного роста |
3. Контроль |
умений, навыков, способности объяснить |
Умений, навыков, способности толковать |
Умений, навыков, способности понимать |
Похожие статьи:
Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...
Построение разрезов
Внутренние очертания полых предметов на чертежах можно показать штриховыми линиями. Но форма деталей часто требует значительного количества таких линий, которые, пересекаясь с контурными и между собой, затрудняют понимание чертежа. Чтобы избежать этого, яснее показать внутреннее устройство детали, ...
Требования к заданиям конкурса профессионального мастерства
Конкурсные задания состоят из теоретической и практической части формулировки заданий должны быть четкими и точными; Теоретические вопросы определяются содержанием специальных предметов, знание которых соответствует сознательному, прочному и гибкому владению технологического процесса по конкретной ...