К сожалению, несмотря на то, что все понимают и поддерживают необходимость формирования и развития коммуникативной компетенции, результаты, которые демонстрируют выпускники школ на ЕГЭ по русскому языку в части С, не впечатляют: некоторые учащиеся не владеют коммуникативными навыками даже на базовом уровне. Значит, ещё не все учителя-словесники осознают важность этих навыков для будущей жизни подрастающего поколения или, осознавая, не ведут целенаправленную и системную работу по овладению ими. При анализе методических пособий для учителя по русскому языку и литературе обнаруживаются те же недостатки, хотя в последние три-четыре года некоторые издания (“Просвещение”, “Владос”, “Дрофа”) обратились к решению обозначенной проблемы. Таким образом, деятельно-коммуникативный подход в обучении нуждается сегодня в пристальном внимании как со стороны педагогов, так и методистов.
Социокультурный подход
Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для «вхождения» в Культуру; организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека; определение содержания образования на уровне содержания современной мировой культуры; организацию взаимодействия ребенка с миром Культуры: на всех уровнях (микро-, мезо-, макро-); в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).
Социокультурный подход опирается на учение о ценностях (аксиологию) и обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. На передний план выступает идея развития ребенка через присвоение общекультурных ценностей, понимание им природы и человека как величайших ценностей, желание жить в гармонии с окружающим миром в соответствии с его законами. Предполагается формирование культуросообразного содержания образования, воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни. Это означает ориентацию педагогического процесса на общечеловеческие культурные ценности, мировую и национальную духовную культуру.
Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, в жизни ребенка на уровне культур. Особое внимание в образовательном процессе ДОУ следует уделить знакомству детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами), несущими смысл. Фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки отражают особенности восприятия природы людьми, помогают детям понять механизмы передачи из поколения в поколение опыта бережного отношения к природе, гармоничного взаимодействия с ней.
Содержание образования как показатель его качества.
Что же должно измениться в содержании обучения? Нужно уйти от узкопредметной направленности, характерной для традиционного обучения. Предметные знания должны быть в органическом единстве с методологическими, рефлексивными, культурологическими знаниями.
Не менее важным приоритетом качества образования является его стандартизация. Сегодня каждому педагогическому коллективу необходимо включиться в поиск способа решения проблемы, заключающейся в сохранении высокого уровня требований стандарта к научности обучения, и одновременно развития самостоятельности, творческой инициативы ребенка в освоении и применении знаний.
Похожие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического
развития
Систематическое психологическое изучение детей с задержкой, психического развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Н.А.Никашина дают следующую психолого-п ...
Определение понятия "педагогическая технология"
Понятие "технология" характеризует общий способ организации деятельности по получению определенного "продукта". В отечественной педагогической литературе чаще говорят не о проектировании педагогической технологии, а о ее разработке или о наличии ее у того или иного педагога. Тер ...
Классификация народных сказок
Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публи ...