В методической системе выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.
Этапы работы над эпитетом.
Этап |
Цель |
Методы |
Упражнения |
Пример |
1. Пропедевтический |
Пробудить у учащихся интерес к образным выражениям, встречающимся в художественных произведениях и в живой речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание учеников к эпитету как средству развития образной речи. |
Сообщение, беседа, наблюдение. |
Аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка. |
Задание. Прочитайте. В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину) - Что вы себе представляете, прочитав текст? Какая картина возникает в воображении? -Какое необычное словосочетание помогло вам? (молодые разноцветные осинки). -Почему осинки молодые, но уже разноцветные? (в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства красок). |
2. Репродуктивный |
Помочь пятиклассникам усвоить оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте. |
Беседа, наблюдение, самостоятельный анализ языкового материала. |
Аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте |
Задание. Прочитайте. Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину) - Какое утро описывает Пришвин? (Серебряное утро). -Почему утро серебряное? -что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро. Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести) |
3. Продуктивный |
Постижение учащимися различных приемов создания образности с помощью эпитетов. |
Реконструирование и конструирование текста, изложение, сочинение. |
синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами. |
Задание. Прочитайте и озаглавьте текст. Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову). -Почему автор дал снегу такое название – гремучий? Запишите свое рассуждение. Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты. |
Похожие статьи:
Ориентировка в пространстве
Способностью к ориентированию в пространстве понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо конкретной деятельности (на площадке для игры в волейбол, теннис ...
Коррекционно-логопедическая работа по формированию
словообразования существительных у дошкольников с ОНР третьего уровня
Изучив проблему словообразования дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу, мы поставили целью эксперимента – выявить уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для ...
Особенности организации умственного труда с
использованием компьютера
Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы может выступать компьютеризация обучения. По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и использования знаний ка ...