В методической системе выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный, продуктивный.
Этапы работы над эпитетом.
Этап |
Цель |
Методы |
Упражнения |
Пример |
1. Пропедевтический |
Пробудить у учащихся интерес к образным выражениям, встречающимся в художественных произведениях и в живой речи, создать положительную мотивацию для их изучения; привлечь внимание учеников к эпитету как средству развития образной речи. |
Сообщение, беседа, наблюдение. |
Аналитические упражнения – направленные на формирование умения находить образные выражения в тексте; упражнения, направленные на формирование умения выделять эпитеты среди образных средств языка. |
Задание. Прочитайте. В солнечный день осенью на опушке елового леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как будто им там, в еловом лесу, стало холодно и они вышли погреться на опушку, как у нас в деревнях люди выходят на солнышко и сидят на завалинках. (по М. Пришвину) - Что вы себе представляете, прочитав текст? Какая картина возникает в воображении? -Какое необычное словосочетание помогло вам? (молодые разноцветные осинки). -Почему осинки молодые, но уже разноцветные? (в лес пришла осень. Все осинки надели желтые сарафаны. В глазах рябит от буйства красок). |
2. Репродуктивный |
Помочь пятиклассникам усвоить оттенки значений эпитетов и способы употребления их в художественном тексте. |
Беседа, наблюдение, самостоятельный анализ языкового материала. |
Аналитико-синтетические упражнения направленные на формирование умения определять, какой частью речи выражен эпитет и какова его синтаксическая роль в предложении; упражнения, направленные на формирование умения понимать художественную значимость и необходимость эпитетов в данном тексте |
Задание. Прочитайте. Столько времени прошло, а все было серебряное утро. Собака вошла в воду. Выбежала серебряная. Недалеко медведица переходила с медвежонком ручей, сама, старая, перешла, а неуклюжий бултыхнулся и выскочил весь серебряный, и побежал за матерью… (По Пришвину) - Какое утро описывает Пришвин? (Серебряное утро). -Почему утро серебряное? -что хотел передать нам автор? (Автору нравится это утро. Еще довольно прохладно и потому возникает ощущение свежести) |
3. Продуктивный |
Постижение учащимися различных приемов создания образности с помощью эпитетов. |
Реконструирование и конструирование текста, изложение, сочинение. |
синтетические упражнения - направленные на формирование умения составлять словосочетания с эпитетами. |
Задание. Прочитайте и озаглавьте текст. Перед рассветом стало особенно холодно. Мы притушили костер и загремели по снегу. Именно загремели: каждый шаг проламывал снежную корку. Она рушилась, звеня, точно стекло. Тогда мы привалились спинами к стволам сосен, оттоптали ногами гремучий снег и затихли. (По Н. Сладкову). -Почему автор дал снегу такое название – гремучий? Запишите свое рассуждение. Представьте, что снег повалил большими хлопьями. Попробуйте описать это, используя эпитеты. |
Похожие статьи:
Особенности организации умственного труда с
использованием компьютера
Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы может выступать компьютеризация обучения. По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности, применение которого качественно изменит и увеличит возможности накопления и использования знаний ка ...
Формы обучения
Высшее образование можно получить вочной, заочной, очно-заочной, вечерней, свободной формах обучения или в форме экстерната. Причем, в некоторых странах, в зависимости от формы и целей обучения, объема изучаемых дисциплин, уровня подготовки и т.д. происходит диверсификация студентов на «регулярных» ...
На что следует обращать внимание учащихся, давая задание на дом
Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающего задание на дом. Что же конкретно имеется в виду? В значител ...