Напомните определение метафоры. (Это скрытое образное сравнение). У Есенина встречается такая метафора: «осень – рыжая кобыла – чешет гриву».
Для Есенина природа – это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно.
Работа с текстами:
Давайте обратимся к стихотворению «Береза» на странице 266. (Учитель читает стихотворение вслух).
Какова тема этого стихотворения? (красота русской природы).
Перед нами образ березы в зимнее время года. В учебнике есть иллюстрация И.И. Пчелко к стихотворению. Все ли отразил художник, что хотел сказать поэт? Может быть, кто-то из вас представляет другую картину? (Вид из окна и так далее).
Давайте назовем все изобразительные средства, которые мы здесь увидели. (Можно выписать в тетради).
Белая (береза) – цветовой эпитет;
(береза) принакрылась – олицетворение;
принакрылась снегом, точно серебром – сравнение;
на пушистых (ветках) – эпитет;
снежною (каймой) – эпитет;
в сонной (тишине) – эпитет;
в золотом (огне) – цветовой эпитет;
И горят снежинки в золотом огне – метафора;
А заря, обходя, осыпает – олицетворение;
(Обсыпает ветки новым) серебром – метафора.
Таким образом, мы видим, что стихотворение «Береза» состоит из сплошных тропов.
Обратимся к еще одному стихотворению С. Есенина – «Топи да болота». Прочитайте его и назовите изобразительные средства.
синий (плат небес) – цветовой эпитет;
хвойной позолотой взвенивает лес – метафора;
меж лесных кудрей – метафора;
темным (елям) – эпитет;
елям снится – олицетворение;
суховатой (липой) – эпитет;
слухают ракиты – олицетворение;
посвист ветряной – эпитет;
Какова же тема этого стихотворения? (Описание природы родного края).
С какой целью поэт использует тропы? (для более точного и яркого описания, а также для эмоционального воздействия на читателя).
В следующем разделе выпускной квалификационной работы обратимся к этапам работы над эпитетом в 5 классе, как одним из наиболее интересных изобразительных средств в речи.
Похожие статьи:
Виды и основные свойства внимания
Рассмотрим классификацию видов и свойств внимания. Опыт показывает, что у человека есть два основных вида внимания непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и независимо от стоящих перед человеком целей. Произвольное внимание всегда связано с наличием определенной цели и воле ...
Краткие сведения о развитии речи ребенка
Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается внутренняя (речь-«думание»), которая позво ...
Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников
Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьн ...