Методическая разработка фрагмента урока географии по теме «История открытия и исследования Евразии»

Педагогика и воспитание » Формирование знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии » Методическая разработка фрагмента урока географии по теме «История открытия и исследования Евразии»

Страница 2

Дежнёв Семён Иванович – якутский казак, первый из европ. мореплавателей, за 80 лет до В. Беринга открывший пролив, отделяющий Азию от Америки. Подводя итог географическим достижениям экспедиции Алексеева – Дежнёва, можно заключить, что: обнаружив пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами, они доказали, что Азиатский и Североамериканский материки не соединяются; они первые плавали в Чукотском море и водах северной части Тихого океана; Дежнев открыл Чукотский полуостров и Анадырский залив; открыл и первый пересёк Корякское нагорье, обследовал р. Анадырь и Анадырскую низменность.

Витус Беринг (или Иван Иванович, как его звали на Руси) – капитан-командор, первый русский мореплаватель, именем которого названы пролив, отделяющий Азию от Америки (хотя первый посетил его в 1648 году казак Дежнев). Первый исследовал северные берега Камчатки, восточную часть Азии, остров Святого Лаврентия, остров Святого Диомида; первый из всех европейских мореплавателей посетил моря Камчатское и Бобровское, названное впоследствии Беринговым, и открыл цепь Алеутских островов, Шумагинские острова, Туманные острова, северо-западную часть Америки и бухту Святого Илии. Беринг родился в 1680 году в Ютландии, в русскую морскую службу вступил в 1704 году, с чином унтер-лейтенанта.

Черский Иван Дементьевич (Ян Доминикович) – геолог, палеонтолог и географ, исследователь Сибири. По национальности поляк. За участие в Польском восстании 1863–64 был отдан в солдаты и отправлен в Омск. Под влиянием Г.Н. Потанина начал геологические и палеонтологические исследования в районе Омска. В 1869 освобожден от военной службы по болезни. В 1871 переехал в Иркутск. В 1873–76 изучал Саяны, Присаянье и Приангарье; в 1877–80 – геологическое строение берегов Байкала; в 1881–82 исследовал бассейн р. Селенги и р. Нижняя Тунгуску. Черский выдвинул идею эволюционного развития рельефа (1878). Предложил одну из первых палеотектонических схем для Сибири, использованную и развитую Э. Зюссом в труде «Лик Земли». В 1885 амнистирован и по приглашению Петербургской АН переехал в Петербург, выполнив по пути маршрутное геологическое исследование почтового тракта от Иркутска до Урала с заездами к Падунскому порогу Ангары, в Минусинск. В 1891 совершил экспедицию в район рек Колымы и Индигирки. Умер в низовьях Колымы. Именем Черского названы горная страна в Якутской АССР и Магаданской области и хребет в Забайкалье.

Во время этой экспедиции С.В. Обручев открыл безымянный горный хребет, который протянулся на тысячу километров от Полярного круга через Индигирку до Колымы. По его предложению новому хребту было присвоено имя русского путешественника И.Д. Черского.

Лаптевы – исследователи Сибири. 1) Дмитрий Лаптев, командуя ботом «Иркутск», в 1738 г. спустился из Якутска по реке Лене и достиг устья реки Индигирки. Когда море замерзло, судно пришлось оставить и перебраться на зимовку в селение «Русское жило», в 150 верстах вверх по реке; здесь Лаптев описал р. Хрому. В 1740 г. он получил предписание продолжать описание берега, и, если возможно, обойти водою Якутский нос. Он определил положение реки Колымы, но у Каменного мыса льды заставили экспедицию вернуться и зимовать у Нижне-Колымска. Летом 1741 г. Лаптев сделал еще две безуспешных попытки пройти морем далее на Восток; летом 1742 г. произвел первую опись реки Анадырь. – 2) Харитон Прокофьевич Лаптев в 1737 г. назначен в большую северную экспедицию, описавшую и снявшую впервые берега Ледовитого океана от белого моря до реки Колымы. В 1739 г. Лаптев, производя опись берега, зазимовал в Хатангской губе. В 1740 г. он отправился далее на Запад; но льдами раздавило судно, и экспедиции пришлось по льду добираться до берега в ее прошлогоднее зимовье. В виду неудачных попыток обогнуть морем Таймырский полуостров, Лаптев решил описать его берега сухим путем, передвигаясь на собаках. Для этой цели им были снаряжены три экспедиции; сам Лаптев описал часть берега от устья реки Таймыры к Востоку и к Западу. В 1742 г. ездил еще раз в устье Таймыры, но, за недостатком провианта, вернулся в Туруханск и оттуда с отчетами уехал в Петербург. Скончался в 1763 г.

Анализ проблемы формирования географической грамотности учащихся в научной и методической литературе позволил выявить недостаточную освещенность места и роли в данном вопросе знаний о русских исследователях-путешественниках. Теоретическое обоснование связи географической культуры и грамотности учащихся со знаниями о русских исследователях-путешественниках говорит о необходимости их формирования, как той базы, на основании которой воспитывается общая культура и географическая грамотность личности.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Проблемы организации практико-ориентированного обучения на уроках физики
Выделим основные особенности учебных задач, которые, на наш взгляд, не только влияют, но и препятствуют овладению «конкретными способами деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях». Предварительно заметим, что выделенные характеристики относятся не к задан ...

Основные понятия гуманизации образования и принципиальные характеристики содержания гуманитарной подготовки
Казахстанское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности б ...

Типы и виды практико-ориентированных задач на уроках физики
Физические задачи классифицируются по содержанию, целевому назначению, глубине исследования вопроса, способам решения, способам задания условия задачи, по степени сложности и т.п. По содержанию физические задачи делят в зависимости от физического материала, в них рассматриваемого: на задачи по меха ...

Главное меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru