Отбор и адаптация материала для формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии происходит в соответствии с основными принципами отбора содержания общего образования. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая заложена в Законе Российской Федерации «Об образовании»:
Содержание общего образования способствует формированию общей культуры личности, ее мировоззрения, гражданской позиции, отношения к миру, труду, общественной жизни.
При отборе содержания общего образования принято ориентироваться на следующие принципы:
Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности. Предполагает включение в содержание образования не только традиционных знаний, умений и навыков, но и тех, которые отражают современный уровень развития науки, техники, социума.
Принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения. Этот принцип предполагает обязательный учет особенностей организации педагогического процесса. При отборе содержания образования необходимо учитывать технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия. Он находит отражение в содержании учебного плана, программах, учебниках.
Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. Этот принцип предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность.
Принцип гуманизации содержания общего образования. Направлен на создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, так и с формированием гуманитарной культуры личности: интеллектуальной, политической, нравственной, правовой, физической, экологической культуры; культуры общения и семейных отношений; культуры труда и жизненного самоопределения.
Принцип фундаментализации содержания образования. Предполагает интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей. Обучение в этой связи предстает не только способом получения знаний, формирования умений и навыков. Оно является и средством вооружения школьников методами самостоятельного приобретения знаний, умений и навыков.
Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности, компонентами которой являются познавательный опыт личности, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыт отношений личности.
Изложенные принципы, предъявляемые к содержанию образования в школе, обеспечивают всесторонний учет потребностей общества в подготовке образованных и гармонично развитых граждан и обусловливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования.
Для успешного формирования знаний о русских исследователях-путешественниках при отборе и адаптации материала к программам и содержанию учебников необходимо учитывать также и принципы обучения, самыми необходимыми из которых для данного рода знаний являются:
принцип научности;
принцип доступности;
принцип наглядности.
В соответствии с приведенными выше принципами был отобран материал о русских исследователях-путешественниках, имена которых представлены в программах по географии для общеобразовательных учреждений и действующих учебниках по географии, но малоизвестны.
Афанасий Никитин.
Нет биографических сведений о замечательном сыне русского народа – Афанасии Никитине, но его путевые записи «Хождение за три моря» (точное название дневника) не только ценнейший и интереснейший географический документ, но и замечательный литературный памятник. Автор рассказывает историю своих странствований по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, Крыму и югу России.
Похожие статьи:
Игра как средство развития индивидуальных
способностей ребенка
Как известно, игра, как ведущий вид деятельности, выступает в дошкольном возрасте. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за это время игры проходят довольно значительный путь развития: от предметных и символических до сюжетно-ролевых с правилами. С момента поступ ...
Экспериментальная
проверка эффективности использования интерактивного электронного образовательного
комплекса «Delphi 7. Учимся
на примерах»
В течение первой и второй четверти учебного года мы провели основную экспериментальную проверку методической системы обучения учащихся объектно-ориентированному программированию. Эксперимент условно можно разделить на три этапа: подготовительный, организационный, итоговый. На подготовительном этапе ...
Современные лингвистические и психолингвистические
представления о словообразовании существительных
В лингвистике и психолингвистике понятие "словообразование" рассматривается в различных аспектах. Термином "словообразование" называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении. В соответствии с пониманием термина " ...