М.Н. Шардаков выделял такие средства развития внимания школьника в учебной деятельности: момент начала урока, увязывание нового материала с уже усвоенным, варьирование упражнений на закрепление материала, включение всех учащихся в работу. Например, во время урока, когда учитель просит одного ученика читать вслух, следует дать остальным детям задание следить за интонацией, произношением читающего. В этом случае дети проявляют умственную и двигательную активность, и их внимание не отвлекается.
Таким образом, идеи, высказанные в работах данных психологов, сводятся к тому, что воспитание внимания осуществляется всеми условиями жизни ребенка в семье и в школе, происходит через организацию общей системы в процессе обучения и воспитания.
Б.Г. Ананьев полагал, что для воспитания внимания играет огромную роль сознательное отношение к знаниям ребенка, воспитание воли, твердости характера. Также он отмечал особо важное значение для сохранения устойчивого внимания некоторых моментов в ходе урока. К ним относятся: понятность и живость изложения материала, наглядность учения, некоторые упражнения, например, на нахождения ошибок в каком-то интересном для школьника тексте.
Зная проблемы у детей со вниманием младших школьников, психолог может составить программу коррекции внимания, используя специальные методики и игры для развития произвольного внимания, например, "Найди отличия", "Что изменилось?", "Муха" и т.д. Учитель может использовать эти средства во внеурочной деятельности. Речь о них пойдет в следующей главе.
Из выше сказанного можно сделать вывод. Младший школьный возраст очень сензитивен для развития произвольного внимания. Это происходит, если учитель ставит цель перед учащимися сосредоточиться, на задании. У младших школьников произвольное внимание неустойчиво, велика рассеянность, плохо развито переключение. Однако при соблюдении учителем ряда условий в учебной деятельности все эти недостатки можно исправить. Главные, на наш взгляд, условия – использование мыслительных приемов в учебном процессе, развитие учебной мотивации, рациональная организация деятельности на уроке. Соблюдение дидактических принципов также значимо для развития внимательности. Важным средством формирования произвольного внимания являются специальные методики, игры, упражнения. Они позволяют в непринужденной атмосфере развивать внимание, интересны детям.
Похожие статьи:
Планирование занятий по рисованию в младшей группе
Подготовка к занятию начинается с составления плана. Определив тему и программный материал, воспитатель обдумывает, какими приемами и методами он сможет обеспечить наилучшее усвоение учебного материала. При планировании занятий воспитатель определяет, какая подготовительная работа должна быть прове ...
Содержание и источники воспитания
Содержание как философская категория – это определенным образом упорядоченная совокупность элементов, действий, деятельностей, образующих процесс, предмет или явление. Какие же элементы входят в содержание воспитания? Приступая к рассмотрению данной темы, вспомним понятия, на которые будем опиратьс ...
Способы повышения методического мастерства учителя
В ходе педагогической деятельности стало необходимо объективно давать оценку уровню сформированности педагогического мастерства у того или иного педагога. Проведя анализ психолого-педагогическую и методическую литературу, мы выделили критерии этой оценки: 1. разнообразие методов, средств, форм и ви ...