выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;
ставить образовательную и профессиональную цель;
эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели;
приобретать опыт создания личностно-значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб;
владеть комплексом способов деятельности для принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда.
1. Под профессиональной ориентацией понимается комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
2. В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям:
профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию;
предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов;
профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности;
социально-профессиональная адаптация;
профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
3. Профориентационная работа в России в настоящее время среди школьников носит бессистемный, эпизодический характер. Профориентационные услуги не стали пока действенным средством формирования жизненного пути учащихся, построения их профессиональной карьеры. На основании материалов проведенных исследований можно утверждать: несмотря на многочисленные дискуссии и решения по поводу необходимости повышения престижа работников, связанных с производительным трудом в общественном производстве, абсолютное большинство выпускников средней школы по-прежнему ориентированы на занятия преимущественно умственным трудом. И поэтому неслучайно, что почти половина отечественных выпускников вузов не могут найти работу по специальности, а каждый третий молодой россиянин считает молодежную безработицу одной из важнейших проблем.
Похожие статьи:
Педагогическое общение и его функции
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняет три функции. Первая функция — "открытие" ребенка на общение — призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия на уроке, в классе, в школе, во время внеклассного мероприятия. В состоянии психол ...
Цикличность проведения
практикумов
Многие авторы считают, что формирование исследовательских умений должно носить цикличный характер. Принципу цикличности соответствует методика проведения физического практикума по общей физике, предложенная В.В. Панченко, В.И. Стремоусовым. Лабораторный практикум делится на два цикла: вводный и ком ...
Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении биологии
Использование межпредметных связей – одна из наиболее сложных методических задач учителя биологии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя биологии с учителями химии, физики, геог ...