Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов

Педагогика и воспитание » Разработка элективного курса "Химия в изобразительном искусстве" » Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов

Страница 8

О величии фресок итальянского Возрождения можно судить по творениям Рафаэля и Микеланджело «Сотворение мира» и «Страшный суд».

Вопросы к конкурсу. «Таинства стенного письма».

Для первой команды:

1. В переводе с итальянского fresco означает – свежий. Как объяснить происхождения названия фресковой живописи? (1 балл)

2. Какой химический процесс лежит в основе высыхания фресковой живописи? (3балла)

3. Почему при создании фресок помощники подготавливали для мастера такой участок стены, который мог быть расписан за один рабочий день? (5баллов)

Ответы:

1. Роспись выполняют водорастворимыми красками по сырой штукатурке.

2. Процесс карбонизации, соответствующий уравнению химической реакции: Ca(OH)2+CO2=CaCO3↓+H2O

В результате на поверхности росписи возникает тончайшая прочная пленка из нерастворимого в воде карбоната кальция (ассистент демонстрирует опыт «Взаимодействие известковой воды с оксидом углерода (IV)»).

3. В классической фреске роспись выполняют непременно по сырой штукатурке, это вынуждало подмастерьев подготавливать на каждый день работы мастера свежий слой грунта.

Для второй команды:

1. Какие химические изменения происходят с известью при многолетнем выдерживании ее в специальных ямах с водой, сопровождающимся постоянным перелопачиванием? (1 балл)

2. Для приготовления красок, используемых в создании фресок, применяют обычные пигменты. Но при их отборе учитывают одно общее ограничение, обусловленное химическими свойствами основных компонентов грунта. Какое это ограничение? (3 балла)

3. Почему по известковому грунту нельзя писать красками, стертыми на масле? (5 баллов)

Ответы:

1. Известь частично превращается в карбонат кальция.

2. Пигменты должны быть устойчивы к действию щелочей (в состав грунта входит гидроксид кальция). Берлинская лазурь, фиолетовый кобальт, краплак, желты крон никогда не применяют во фресковой живописи – они не устойчивы в щелочной среде (ассистент демонстрирует опыт «Разрушение берлинской лазури в присутствии гидроксида натрия»).

3. В состав масел входят карбоновые кислоты, способные взаимодействовать (омыляться) с гидроксидом кальция, что приводит к быстрому разрушению красочного слоя.

Знакомство четвертое. «Эмульсии и живопись».

4-й ученик. «Какими красками писали западноевропейские художники эпох средневековья и Возрождения, византийские и русские иконописцы? Оказывается, до XV века наиболее распространенной техникой живописи была темпера.

Андрей Рублев и Семен Холмогорец, Мазаччо и Дюрер, Кранах и Брейгель, Тициан и Рафаэль, как и многие их современники писали темперными красками, для приготовления которых пигменты растворяли на различных эмульсиях. Готовые темперные краски можно развести водой, но после высыхания эта способность утрачивается.

Свойства темперных красок зависят от характера использования эмульсий. Классическая яичная темпера недостаточно эластична, это приводит к тому, что при изменении условий окружающей среды живописный слой, не способный расширяться и сокращаться вместе с грунтом и основой неизбежно покрывается сеточкой тонких трещин. Поэтому в старину для повышения эластичности красок применяли различные добавки: итальянские живописцы использовали вино и сок фигового дерева, немецкие спирт и пиво, содержащие растительную клейковину, русские изографы – хлебный квас. Названые добавки способствовали улучшению текучести красок и служили консерваторами, т. е. препятствовали развитию процессов гниения.

Технология создания темперного полотна очень сложна. Живопись многослойна, каждый ее фрагмент прописывается много раз и каждый раз необходимо ждать полного высыхания красок.

В технике темперы писали в старину на Руси иконы. Древнейших, относящихся к домонгольскому периоду, икон, осталось немного. Самая старинная из уцелевших – икона «Апостолы Петр и Павел» из новгородского собора святой Софии. Эта одна из наиболее почитаемых новгородских святынь была вывезена из города в 1561 году Иваном Грозным, но позже ее возвратили.

Русские иконы обычно писали на основах, липовых или еловых досках. Сухие, выдержанные в течение нескольких лет доски скоблили, шлифовали, делали в центральной части углубление – ковчег. На подготовленную доску накладывали кусок холста – паволоку, а на нее последовательно наносили до десяти слоев грунта, состоящего из смеси мела, муки и меда, который играл роль связующего вещества. В других случаях использовали рыбий клей. Святых изображали в соответствии с предписаниями иконописных подлинников. Впрочем, это не мешало мастерам проявлять удивительные изобретательность и творчество.

В светской живописи в XV – XVII веках темпера была вытеснена менее сложной техникой масляной живописи. Однако с середины XIX века темпера вновь обрела былую популярность. Ею пользуются и современные художники».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Психолого-педагогические аспекты творческих способностей подростков
Проблема познания сути творчества сложна и многогранна. Над основными аспектами теоретического анализа творческого процесса работали философы, психологи, педагоги. Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н.А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, ...

Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
Теория игр находится в тесной связи с линейным программированием, так как каждая конечная игра двух лиц с нулевой суммой может быть представлена как задача линейного программирования и решена симплексным методом и, наоборот, каждая задача линейного программирования может быть представлена как конеч ...

Выявление уровня сформированности экологических знаний у детей
Для того чтобы ребенок мог осознанно и правильно относиться к объектам природы он должен обладать элементарными экологическими знаниями, характерными для данного возраста. Для осуществления экспериментальной работы мы поставили перед собой ряд задач: Выявить уровень знаний детей о мире животных, о ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru