Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов

Педагогика и воспитание » Разработка элективного курса "Химия в изобразительном искусстве" » Сущность понятия «элективный курс» относительно других школьных курсов

Страница 5

Знакомство первое. «Волшебный мир пигментов».

1-й ученик. «В трактате Теофила, написанном сотни лет назад, сказано: «Каждое искусство изучается постепенно, частями. Для живописи первое – приготовление красок».

Краски, что это такое? Оказывается охра, мел и сажа, которыми пользовались древние художники 20000 лет назад, расписавшие стены всемирно известных пещер Альтамира и Пеш-Шерль, - не краски, а всего лишь пигменты. Дело в том, что любая художественная краска представляет собой комплекс, состоящий из двух компонентов – пигмента и связующего вещества. Для приготовления красок всех типов – масляных, темперных, акварельных используются одни и те же пигменты, но различные связующие вещества.

По своему происхождению, химическому составу и строению всевозможные древние и современные пигменты делят на две основные группы: минеральные и органические. В живописи преимущественное применение получили минеральные пигменты. Эти вещества характеризуются рядов важных свойств: они не растворимы в воде, масле, спирте и растертые с каким либо связующим веществом окрашивают материал только с поверхности (ассистент демонстрирует слайды, ведущий показывает образцы минералов и соединений, дает некоторые пояснения).

На уроках химии нередко рассматривают вещества, которые используют в качестве пигментов красок. Например, оксид хрома (III) – основа для многих художественных красок, применяемых в росписи керамики и фарфора (ассистент демонстрирует опыт «Разложение дихромата аммония» и фарфоровую чашечку с подглазурной росписью хромовой краской).

В современной живописи часто используют – бландридж – белую краску, ее пигмент сульфат бария (ассистент демонстрирует опыт «Получение сульфата бария»).

Яркие, красивые органические пигменты, хорошо растворяясь в воде и органических растворителях, способны прокрашивать материал на всю толщину, поэтому их в основном применяют в производстве тканей и ниток. Тем не менее, некоторые из таких пигментов издавна использовали художники. Они наносили их на минеральную нерастворимую основу – каолин, мел, а сейчас главным образом, - на гидроксид алюминия. Например, алую краску в старину делали следующим образом: готовое алое сукно долго вываривали в обычной воде, а полученную при этом краску осаждали на мелко истолченную яичную скорлупу, растертые в порошок мел или известь. Само сукно было окрашено мареной - пигментом из растения, которое в Европе специально выращивали на плантациях. В наше время эту краску получают из каменноугольной смолы (ассистент демонстрирует опыт «Осаждение раствора ализарина на гидроксид алюминия).

Художников всегда интересовало качество красок, поскольку оно определяет долговечность картин. В конце XVIII – начале XIX веков многие живописцы стали пользоваться готовыми красками, но совместимость применяемых красок, недостаточно высокое их качество приводили к быстрому разрушению красочного слоя картин. Например, о портретах известного Джошуа Рейнольдса говорили, что они стареют быстрее, чем изображенные на них люди.

Начиная с XVIII века усилиями химиков промышленников было создано много новых великолепных пигментов. Одним из первых в этом ряду была берлинская лазурь (ассистент демонстрирует опыт «Получение берлинской лазури»).

Позже художникам были представлены кадмиевые краски, искусственный ультрамарин, цинковые, а в начале XX века – и титановые белила».

После первого этапа игры командам предлагают интеллектуальную разминку: по три не очень сложных вопроса, на каждый из которых после минутного обсуждения должен ответить любой член команды. Попыток может быть несколько, поэтому для экономии командного времени, всем, кому есть что сказать, следует поднять руку и ждать, пока ведущий предоставит слово. Каждый вопрос разминки оценивается в один балл.

Интеллектуальная разминка.

Вопросы для первой команды:

1. Соединением какого металла является красная охра?

2. Чем вы объясните то, что киноварь (сульфид ртути) в средние века применяли не только в качестве пигмента, но и как лекарственное средство?

3. Для приготовления краски кусок малахита растерли в порошок и случайно поставили ступку на горячую плитку. Как изменится окраска пигмента?

Ответы:

1. Соединением железа.

2. Согласно средневековым представлениям, сера – отец всех металлов, ртуть – мать. Сочетание двух этих элементов в одном соединении должно было обеспечивать ему чудодейственную силу.

3. Порошок почернеет, так как при нагревании малахит разлагается с Образованием оксида меди (II).

Вопросы для второй команды:

1. На баночке с гуашью написано: зелень травяная. Как вы думаете, соединением какого элемента является пигмент краски?

2. Какие две – три краски животного и растительного происхождения вы можете назвать?

3. Из какой белой краски можно получить красную? Как этот сделать?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Обращение к СМИ
В проведении досуга и освоении различных видов искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Средства массовой информации (сокращённо «СМИ», также - Масс-медиа) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной ...

Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста
Рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребят рисуют все, это их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и так далее. Им доступно использование выра ...

Психолого-лингвистические основы формирования у младших школьников читательских умений
Д.Б. Эльконин считает, что чтение на начальном этапе формирования есть действие по воссозданию звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели Н.И. Жинкин считал, что на буквенном этапе обучения необходимо учитывать позиционный принцип русской графики, означающий, что при чтении у ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru