Зарубежная и отечественная система сенсорного воспитания

Педагогика и воспитание » Сенсорное воспитание детей раннего возраста » Зарубежная и отечественная система сенсорного воспитания

Страница 2

Пятый дар - это 27 кубиков, причем 21 - цельный; три разделены по диагонали, образуя 6 призм; еще три разделены на четыре призмы каждый. Всего 39 фигур. Шестой дар - 27 деревянных кирпичиков. Из них 21 - целый, три разделены пополам (поперек), а еще три разделены вдоль. Всего 33 бруска. Пятый и шестой дар применялся и для развития творческих способностей детей (построение фасада церкви, загородного дворца, римского водопровода).

Благодаря таким игрушкам ребенок, по мнению Фребеля, «получает собственно и ключ к уразумению внешнего мира, а также приобретает стимул к проявлению своего собственного внутреннего мира»; для ребенка «уже первые занятия с самим собой способствуют не только упражнению и укреплению тела… но… прежде всего развитию чувств и образованию ума, а также пробуждению внутреннего смысла и настоящей рассудительности». Справедливости ради заметим: ознакомлению с предметами различной формы Фребель придавал мистический характер, считая, что через постоянное общение с «дарами» можно подвести детей к уяснению божественной идеи единства и многообразия мира. Развитию же представлений о плоскости, линии, выработке ловкости, сноровки, усидчивости, внимательности помогут выкладывание из палочек, переплетение лучин, плетение из полосок бумаги, складывание из колец и полуколец, вырезание из бумаги, выкалывание и вышивание по картону, мозаика, нанизывание бус, работы с горохом.

Заслуга Фребеля в том, что он разработал и целую серию подвижных игр для детей, построенных на основе подражания явлениям природы, животным, деятельности людей (например, игры в бабочку, в цветы, в звезды, венки, «Лисица ходит кругом», «Кошки - мышки»). Все игры его сопровождались исполнением песенок. Их написал сам Фребель и даже выпустил сборник. Невысокую художественную ценность и примитивизм песенок автор понимал и неслучайно призывал читателей воспользоваться его идеями для составления более совершенных стихов и мелодий.

Догматизм в манипулировании с дарами и в проведении игр (определенные движения, сентиментальные песенки, полные дидактизма, строгая последовательность движений) вызывали справедливую критику со стороны прогрессивных педагогов. Однако отметим: заслуга Фридриха Фребеля в том, что он не только занимался теоретическими вопросами детской игры, но и разработал ее методику, более того, осуществил свои идеи практически в созданных им детских садах. Фребель был убежден: заложив основы формирования личности в дошкольном возрасте в процессе правильно организованной игры, можно обеспечить дальнейшее воспитание ребенка. Ведь неслучайно он подчеркивал: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе».

Несмотря на то, что теория детской игры, как и вся педагогическая система Фребеля, строится на религиозно-мистической основе, именно он наиболее обстоятельно вскрыл ее воспитательное значение, показал, что посредством игры ребенок развивается не только физически, но и духовно - вводится в жизнь, развивает свои органы чувств, усваивает социальные нормы поведения.

Педагогические идеи Фребеля получили широкое распространение и завоевали признание во всем мире, в том числе и в России. Фребелевские общества, объединяющие представителей прогрессивной русской интеллигенции, содействовали распространению идей великого немецкого педагога, созданию дошкольных учреждений, способствовали улучшению семейного воспитания детей. При этих обществах создавались курсы для подготовки воспитательниц для семей и детских садов по системе Фребеля.

К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов, А.С. Симонович, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, подвергая критике философские основы педагогической системы Фребеля - авторитарность, догматизм, педантизм, религиозность, тем не менее, не отрицали и положительных сторон его теории, подчеркивали его вклад в развитие дошкольной педагогики. В наше время, время переоценки ценностей, следует вновь вернуться к изучению и освещению педагогических идей зарубежных и русских педагогов прошлого. Наследие Ф. Фребеля и тех, кто способствовал распространению его учения в России, еще ждет своих исследователей.

«Мне кажется, что зря мы Монтессори целиком выбросили…» - говорила надежда Константиновна Крупская на московском собрании педагогов нулевых групп (1931 г.), не раз она обращала внимание теоретиков и практиков дошкольного воспитания на необходимость критического изучения педагогических взглядов и педагогического опыта Фребеля и Монтессори.

Итальянский врач и педагог Марии Монтессори (1870-1952), первая женщина в Италии, получившей степень доктора медицины. В плане психологического обоснования формирования личности особую роль придавала Монтессори «гигиене мышления», называя его «ключом», открывающим тайны формирования человеческой личности, действенным средством «внутреннего строительства» психики человека.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Практические рекомендации по организации педагогической поддержки самоопределения школьников обучающихся в сельской школе
Классный руководитель, работающий в сельской школе, призван прививать детям любовь к родной земле, уважение к людям труда. Школа - это, образно говоря, завтрашний день села. И долг учителей - воспитать достойную смену рачительных, трудолюбивых хозяев страны, которым их отцы и матери оставят главное ...

Психолого-педагогическая характеристика некоторых категорий детей с ограниченными возможностями здоровья
Политкорректный термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» является довольно новым. Он возник в связи с широким обсуждением возможностей инклюзивного (включающего) образования. Инклюзивный подход предлагает «рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а ...

Этапы работы воспитателя с коллективом родителей
Первый этап работы с родителями – моделирование общения на предстоящую деятельность. Именно на этом этапе должно осуществляться своеобразное моделирование процесса сотрудничества детского сада и семьи и подготовка воспитателей (мы определяем ее как социально-психологическую) к деловому и личностном ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru