Практическое использование организационно – педагогических условий колледжа при формировании эмпатии у студентов

Страница 9

Таким образом, выполнение предложенных методик показало, что на момент начала обучения студенты групп А и В по всем трём компонентам эмпатии имели близкие показатели. К моменту завершения формирующего эксперимента ситуация значительно изменилась. Студенты группы В показали более высокие результаты по всем исследуемым компонентам эмпатии. Сравнительные данные представлены в таблице 13.

Таблица 13

Сравнителные данные сформированности эмпатии студентов колледжа, полученные до проведения формирующего эксперимента и после его завершения

Исследуемые группы

компоненты эмпатии, средний балл

когнитивный

эмоциональный

поведенческий

А до эксперимента

25,72

49,89

3,22

А после эксперимента

28,67

56,67

5,22

динамика по группе А

+ 2,94

+ 6,78

+ 2

В до эксперимента

26,22

47,78

3,44

В после эксперимента

35,5

62,22

6,83

динамика по группе В

+ 9,28

+ 14,44

+ 3,28

Таким образом, по приведенным в таблице данным, мы можем сделать следующие выводы:

Организационно – педагогические условия, созданные в колледже для студентов, обучающихся по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах», способствуют формированию эмпатии как профессионально значимого качества будущих педагогов.

Организационно – педагогические условия, созданные в колледже для студентов, обучающихся по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в группе со специализациями, также способствуют формированию эмпатии, но с меньшей динамикой.

Можно предположить, что успешность формирования эмпатии зависит в значительно мере от «включённости» студента в предлагаемые виды деятельности.

Безусловное принятие личности учащегося, направленность на её развитие, умение понимать «движения души» ребёнка, чувствовать его образовательные – душевные и духовные – потребности, знать, как откликнуться на эти потребности – всё это и складывается в такое важное качество личности педагога как эмпатия.

Формирование эмпатии зависит от множества условий. Среди них в рамках образовательного учреждения, готовящего учителя к будущей профессиональной деятельности, возможно создание только некоторых.

В данной работе мы представили организационно – педагогические условия, способствующие формированию эмпатии: умению видеть образовательные потребности своего ученика и способствовать удовлетворению его образовательных потребностей. Мы показали влияние условий активной включённости студента в практическую деятельность, в непосредственное взаимодействие с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством обогащения их знаний и опыта через специальные учебные и факультативные курсы, создание и функционирование волонтёрского агентства, проведение разномасштабных мероприятий – на формирование и развитие их педагогической эмпатии.

Контрольный эксперимент, проведенный в конце завершения обучения в колледже, показал наличие положительной динамики в развитии эмпатии студентов группы с дополнительной подготовкой в области коррекционно – развивающего обучения.

Формирование и развитие эмпатии является чрезвычайно важным процессом для любого будущего педагога. Тем более возрастает значение этого качества, когда педагогу предстоит работать с учеником, на месте которого он никогда не был. У здорового педагога есть собственный опыт проживания детства, но нет опыта проживания детства, ограниченного возможностями здоровья. Процесс включения детей с особыми потребностями в обычные классы часто требует от учителей определенного изменения своего отношения, убеждений и ожиданий относительно них, а также пересмотра своей роли. Учителям важно осознавать, как их понимание процессов развития, обучения детей влияет на их взаимодействие с учащимися, а также как оно отражается на создаваемой ими социальной и физической среде. Безусловно, включение детей с особыми потребностями в обычные классы требует от учителей проявления чуткости, особых знаний и умений применять знания адекватно обстоятельствам и нуждам ребёнка.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Похожие статьи:

Специфика педагогического проектирования в контексте личностно-ориентированного образования
Специфика проектирования личностно-ориентированного обучения начинается с того, что мы условно называем "проектировочный парадокс", суть которого формулируется: для организации педагогической деятельности необходим ее проект, а создать проект . нельзя, поскольку поведение проектируемых об ...

Проблема формирования эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки в современной психолого-педагогической литературе
Указанная проблема – формирование эмпатии будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки – нашла своё отражение прежде всего в диссертационных исследованиях последнего десятилетия. В исследовании Ч. И. Лопсан освещены социально-психологические условия формирования эмпатии социальных педаг ...

Структурный аспект изучения предложения
Внимание к структуре синтаксических единиц привело к появлению ряда направлений в современной лингвистике: конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, статичный синтаксис, пассивный синтаксис и т.п. Специфику этих вариаций составляет внимание к строению синтаксических единиц, к выделению их ст ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru