Специфические нарушения письма – дисграфии

Педагогика и воспитание » Аспекты развития и нарушения речи у детей » Специфические нарушения письма – дисграфии

Страница 2

«Что ты говоришь?» (Полина повторяет ту же фразу.)

«Что ты говоришь?» (Полина не отвечает. Она забыла то, что сказала и толкает Лену.)

Никита (обращаясь к Полине): «Оставь её».

(Воспитательница спрашивает Антона, не хочет ли он пойти с ней). Никита: «Антон, иди, это еще не закончено»

(Ни к кому не обращаясь): «Я делаю черные камешки…».

(Он же): «Хорошенькие…эти камешки…».

(Антону): «Лучше, чем ты, а? » (Ответа нет: Антон не слышал предыдущей фразы.)

(Стас говорит громко: «Смешной дядька!», - на небольшом расстоянии, не обращаясь ни к Никите, ни к кому-нибудь другому.) Никита: «Смешной дядька!» (продолжает риовать свой трамвай.).

Мы выбрали из высказываний Никиты (6 лет, 2 мес.) этот пример потому, что он представляет наиболее энергичную общественную деятельность, на которую он способен: он рисует за одним столом с Антоном, своим неразлучным другом, и беспрестанно разговаривает с ним. В этом случае было бы естественно, если бы единственной функцией речи было сообщение мысли. Но присмотримся поближе. Наоборот, оказывается, что с социальной точки зрения эти фразы или обрывки фраз имеют крайне разнообразное значение. Когда Никита говорит: «У них нет…» и т.д. или: «Я делаю…» и т.д., он ни к кому не обращается. Он просто думает вслух перед своим рисунком. Тут налицо первая категория речи - монолог. Когда Никита говорит Полине или Диме: «Это - трамвай» и т.д. или «У этого трамвая…» и т.д., то кажется, что в этом случае он хочет, чтобы его поняли, но при ближайшем рассмотрении мы видим, что, с одной стороны, ему мало интересен собеседник (он переходит от Полины к Диме, чтобы сказать то же самое), а с другой стороны, для него неважно, слушает ли его собеседник или нет. Он уверен, что его слушают. Точно так же, когда Полина дает ему ответ, абсолютно не связанный с тем, что он только что сказал, он не делает попыток ни к тому, чтобы его поняли, ни к тому, чтобы самому понять. Они оба останавливаются каждый на своих собственных мыслях, и этим удовлетворяются. Собеседник здесь играет только роль возбудителя. Никита говорит сам для себя, как если бы он произносил монолог; но к этому еще прибавляется удовольствие, которое он испытывает, думая, что он представляет интерес для других. Это будет новая категория, которую мы упоминали в классификации - коллективный монолог. Она отличается от предыдущей, но также – и от настоящего обмена мыслями и сведениями. Последний составит отдельную категорию, которую мы назовем адаптированной информацией, к которой можно отнести фразы 1 и 11. Ребенок в этом случае обращается к определенным собеседникам, и говорит для того, чтобы собеседники слушали и понимали. Наряду с этим обменом констатирующего, или объективного порядка можно еще отметить обмен более императивного, или субъективного порядка, состоящий в приказаниях, или в насмешках, критике, подтверждении собственного превосходства и т.д Кроме того, можно отметить простые повторения, лишенные смысла, вопросы и ответы.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников
Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьн ...

Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской одаренности
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема – чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. В современной практике организации обучения интеллектуально одаренных детей в любой области знаний выделяют три основных направления: факультативные занят ...

Основные направления методической системы обучения ООП в условиях информатизации образования
Основные элементы объектно-ориентированного программирования Характерные идеи и методы программирования, и соответствующий образ мышления образуют так называемую парадигму программирования. Между парадигмами и языками программирования высокого уровня существует прямая связь. Для ответа на вопрос, к ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru