Поскольку экспериментальная проверка предлагаемых теоретических положений проводилась в классах экономического профиля, мы рассмотрели индивидуально-психологических особенностей учащихся классов и школ, в которых ведущим профильным предметом была экономика.
Из групп учащихся, указанных в таблице 1, "экономисты" более всего тяготеют к "историкам", так как их объединяет абстрактно-теоретическое мышление. Как правило, это "левополушарные" дети, поэтому обучение химии учащихся экономических классов должно строиться на "левополушарной" стратегии обучения.
При "левополушарной" стратегии упор делается на слухоречевую память учащихся, т.е. учебный материал в основном дается вербально. Средствами наглядности в этом случае являются схемы как символические обобщения вербальной формы запечатления. При этом изучаемые объекты и явления разделяются на составляющие их части (детали) и каждая часть рассматривается отдельно.
При обучении "левополушарных" детей хорошо зарекомендовал себя аналитический подход, при котором происходит движение от честного к общему. Используются формально-логические методы, выводы из посылок (аксиом), а также индукция, т.е. обобщения на основе большого количества примеров, фактов. Следует отметить, что, исследуя тенденции в развитии методики преподавания химии в школе, К.Я. Парменов показал все возрастающую роль теоретических обобщений в обучении для развития не эмпирического, а теоретического мышления школьников. Однако такая тенденция вовсе не означает отказа от индукции в пользу дедукции. "Должно быть найдено их оптимальное для конкретных условий применение и сочетание, ибо общеизвестны положения о диалектическом единстве процессов индукции и дедукции в познании. Без формирования индуктивных приемов мышления нельзя рассчитывать на успех в экспериментельно-практической деятельности". Каждый из учеников, независимо от профиля обучения, должен в той или иной мере овладеть этими логическими операциями.
Одним из важнейших умений, помогающим учащимся овладеть содержанием обучения химии, является сравнение — "установление сходства или различия между веществами, явлениями или другими заданными объектами". При сравнении приоритет отдается выявлению общего, т.е. сходству состава, строения и свойств изучаемых веществ. Даются алгоритмы умственного труда и технологии учебно-познавательной деятельности.
Процесс обучения строится от теории к последующему использованию знаний учащихся на практике, т.е. решение задач является применением изученных правил и алгоритмов. Используется постоянный контроль деятельности учащихся, создаются условия для внимательного слушания и прочного запоминания материала, тщательного выполнения необходимых действий и операций. Оценка качества знаний учащихся осуществляется главным образом вербально.
Речь учителя для "левополушарных" детей должна быть логичной, "как доказательство теорем", без излишней эмоциональности, мимики и пантомимики. Темп речи и паузы при любом стиле преподавания должны соответствовать скорости перевода внешней речи учителя во внутреннюю речь учащихся.
Процесс обучения несводим к деятельности только учителя. Известно, что деятельность учащихся может иметь репродуктивный и продуктивный характер. Исследования показали, что применять репродуктивные задания целесообразно в том случае, если необходимо обеспечить быстрое и прочное запоминание учащимися информации, формирование умений и навыков. Особенно эффективны они тогда, когда содержание учебного материала носит информативный характер или представляет собой описание способов практической деятельности. При этом следует помнить, что при чрезмерном увлечении репродуктивными методами происходит формализация процесса усвоения знаний.
Похожие статьи:
Структура воспитательной системы школы
Структура воспитательной системы выглядит так: 1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); 2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей; 3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий; 4) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие с ...
Особенности учительской деятельности
Педагогический труд имеет много общих признаков с театральным творчеством как разновидностью художественной деятельности: представители обеих профессий работают с людьми, имеют общую цель – возбудить мысли и чувства аудитории; та и другая деятельность обучает и воспитывает, требует высокого уровня ...
Развитие лексических умений посредством поэтического материала на уроке
английского языка
В рамках современной лингвистики необходимо отметить, что язык по сути является иерархической структурой, состоящей из ряда уровней, каждый из которых характеризуется собственным набором языковых знаков. На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы как: слова, фразеологические ...