Использование художественной литературы на уроках химии

Педагогика и воспитание » Использование художественной литературы на уроках химии

Страница 6

Сегодня многие исследователи и учителя-практики сходятся на том, что школа должна перенести главный акцент в своей работе с традиционной количественной ориентации на насыщение учащихся знаниями на качественно иное – формирование у них умения работать с этими знаниями, уметь их анализировать, применять, критически осмысливать. И как бы подводя итоги вот уже треть века идущей дискуссии по этому поводу, ее активный участник французский социолог образования М. Крозье приходит к следующему заключению: "Мы должны сегодня признать, что развитие умения размышлять важнее накопления знаний". Одновременно с этим ставится задача сохранения фундаментальности российского образования. Разрешение возникшего противоречия в двух подходах к содержанию обучения возможно, если фундаментальность реализовывать через инвариантное ядро, а "развитие умения размышлять" осуществлять в рамках вариативной составляющей содержания обучения.

Реализация содержания обучения химии, так же как и само содержание, не может быть одинаковой в классах разных профилей, даже если эти профили близки друг к другу. В последние годы проведено достаточно много исследований, посвященных обучению химии в классах гуманитарных профилей. Наиболее значительными стали исследования белорусского ученого Е.Я. Аршанского, в которых автор основное внимание уделяет методической подготовке учителя химии к работе в классах гуманитарного профиля, неизбежно затрагивая основные аспекты практической реализации содержания курса химии.

Исследователями рассмотрены разные аспекты проблемы преподавания химии в гуманитарных классах разных направлений, хотя необходимо отметить, что деление по направлениям достаточно условно и до конца не обосновано. Общая направленность познавательных интересов на природу (естественнонаучные предметы) или на человека и общество (общественно-гуманитарные предметы) не означает, что учащиеся выделенных на этой основе групп обладают одинаковым набором психологических особенностей восприятия, памяти, мышления и т.д. В таблице 1, составленной на основании работ Е.А. Дьяковой, Г.И. Егоровой, Т.И. Крутовой, отмечены различия ряда познавательных процессов у учащихся – "гуманитариев".

Таблица 1 Характер познавательных процессов у учащихся – "гуманитариев"

Познавательные процессы

Группы гуманитариев

"Литераторы"

"Историки"

"Философы"

Восприятие

Аналитическое

Аналитико-синтетическое

Синтетическое

Мышление

Наглядно-образное

Абстрактно-теоретическое

Абстрактно-теоретическое

Память

Образная (предметная)

Смысловая (словесная)

Смысловая (словесная)

Воображение

Непроизвольное

Произвольное

Произвольное

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Особенности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития
Деятельность детей с задержкой психического развития характеризуется общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью. Отмечается и слабость ее речевой регуляции. Это выражается в том, что дети затрудняются в адекватном словесном обозначении совершаемых действий и точном выполнении пре ...

Коррекционная работа на фонетическом уровне
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным); Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. Фонематические представления у детей формируются в результате наблюдений з ...

Общие и отличительные признаки театрального и педагогического действия
Система К.С. Станиславского показывает, что в театральном и педагогическом искусстве много общего. Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию – передовую и отсталую ее часть, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Надо знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru