Целостность педогогического процесса

Педагогика и воспитание » Целостность педогогического процесса

Страница 2

Итак, представим структуру целостного педагогического процесса, исходя из того, что процесс обучения – это деятельность по взаимодействию учителя и ученика:

целевой компонент;

содержательный компонент;

деятельностный компонент (отражает взаимодействие педагогов и воспитуемых);

результативный компонент (характеризует достигнутые результаты, изменения в личности в соответствии целями).

Отсутствие одного из компонентов разрушает целостность – педагогической системы.

Деятельностный компонент, отражающий формы, средства деятельности, это организационно-управленческий. Формы, методы и условия взаимодействия, связи объекта и субъекта педагогической деятельности служат основой управления учебно-воспитательным. процессом. Эта структура задана с позиции деятельности подхода. Существуют различные связи между компонентами системы. Можно выделить и другие компоненты (|» 'Г. Лихачев, И.П. Раченко, Кумбс – США). Все зависит подхода к самому анализу педагогического процесса С позиции функционального подхода, учета специфики каждого компонента в системе и т.д. можно выделить 12 компонентов, 9 или 7 и т.д.

Представим этапы педагогического процесса. Педагогический процесс имеет цикличный характер, то есть в нем можно обнаружить одни и те же этапы, определяющие последовательность развития самого процесса.

Главные этапы:

• подготовительный;

• основной;

• заключительный.

На подготовительном этапе создаются надлежащие условия для протекания процесса в соответствии с заданными целями. Здесь решаются вопросы целеполагания, диагностики условий, прогнозирования достижений, трансформации общей цели, заданной в системе образования в конкретные задачи, которые возможно решить в существующих условиях, то есть идет расшифровка общей цели соответственно данной школе, классу.

Но невозможно правильно поставить цель без диагностики существующих условий. Следовательно, идет процедура, направленная на выяснение условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Собирается необходимая информация о возможностях педагогов, учеников, об уровне их развития, предшествующей подготовке. За диагностикой следует прогнозирование хода и результата педагогического процесса (что-то надо взвесить; учесть, рассчитать). Этот этап завершает проект организации процесса – план работы. Это итоговый документ подготовительного процесса.

Второй этап осуществления педагогического процесса – это основной этап. Это взаимодействие педагогов и учеников, использование форм, методов, средств взаимной связи, создания условий для эффективного взаимодействия, стимулирование процесса воспитания. В ходе учебно-воспитательного процесса важное место отводится оперативному педагогическому контролю. Обратная связь служит оперативной мерой для качественного управления процессом, его эффективности. Оперативная обратная связь необходима для коррекции педагогического процесса-

Третий этап завершает цикл педагогического процесса посредством анализа достигнутых результатов. Чтобы не повторять ошибок и использовать все ценное, что достигнуто в деятельности учащихся. Рассмотрим вопрос о движущих силах педагогического процесса. Внутренней движущей силой педагогического процесса является противоречие между выдвигаемыми требованиями со стороны общества и реальными возможностями воспитуемого по их выполнению. Эти противоречия становится источником развития самого педагогического процесса (педагогическая система А.С. Макаренко, педагогическая система в Афинах, Спарте, педагогическая система при феодальном строе). Разрешение этих противоречий обеспечивает эволюцию педагогических систем. Следовательно, задача педагогов состоит в том, чтобы овладеть умением диагностики (изучение возможностей детей) и на основе этого проектировать ближние и дальние перспективы в учебно-воспитательном процессе. Второе противоречие – многообразие жизненных взаимодействий ребенка и невозможность охвата этого взаимодействия педагогическим влиянием со стороны школы.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Поощрение
В школе используются разнообразные виды поощрений. Наиболее распространенными являются похвала, благодарность, различные виды наград (похвальная грамота, награждение медалью по окончании школы). В практике работы используются и такие поощрения, как почетное право открыть соревнование, вести програм ...

Педагогико-теоретические основы экологического образования и воспитания
В своей статье «Экология личности» Б.Т. Лихачев раскрывает содержание понятия «экология личности и культуры общества», которое может быть распространено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная ана ...

Установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин
Обусловлено углубляющимися процессами гуманизации и гуманитаризации высшего образования в РФ, основным содержанием которых является формирование творчески многогранной и гуманистически ориентированной личности будущего специалиста, установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, ес ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru