Проблемное обучение в формировании творческих способностей учащихся

Педагогика и воспитание » Формирование творческих способностей школьников в процессе обучения » Проблемное обучение в формировании творческих способностей учащихся

Страница 1

В процессе формирования творческих способностей нередко возникает явление психологической инерции действия. Инерция действия является как бы крайним воплощением приёма переноса готового решения в новые условия и приводит учащихся к затруднениям, иногда к невозможности разрешения проблемы в целом. Формирование приёмов, обеспечивающих преодоление привычных представлений, сложившихся установок – важное условие создания гибкого, пластичного, творческого мышления.

Выделяют три проблемных уровня: допроблемная ситуация характеризуется тем, что учащийся не испытывает затруднений в решении какой-либо задачи (например, работа по образцу); проблемная ситуация возникает при столкновении с новой, неразрешимой задачей для учащихся. Под сверхпроблемной подразумевается ситуация, когда перед учащимся стоит неразрешимая проблема.

Наиболее благоприятные условия для возникновения проблемных ситуаций появляются, когда учащиеся не знают как выполнить проблемное задание, ответить на вопрос, объяснить новый факт. Проблемная ситуация возникает и потому, что школьники об одном и том же предмете на разных этапах обучения получают знания различного уровня.

При использовании имеющихся знаний в новых условиях так же нередко возникают проблемные ситуации.

Возникновение проблемной ситуации неизбежно и тогда, когда проявляется несоответствие между теоретически возможным путем решения задачи и практической невыполнимостью или нецелесообразностью выбранного для этого способа. Поскольку замысел возник, они ищут пути его осуществления. Искусственно снимать подобные ситуации, прямо отвергать идею учащихся в данном случае нецелесообразно. Наоборот, необходимо создать такие условия, чтобы они сами поняли недостатки своего замысла.

Научиться правильно выполнять действия можно только в ходе многократных упражнений. Однако бездумным механическим повторением одних и тех же действий нельзя достичь мастерства, поскольку оно всегда связано с рациональностью, закономерностью движений и своевременной реакцией на сигналы обратной связи. Обучение необходимо строить таким образом, чтобы во время создания образа действия учащиеся воспринимали не только последовательность операций, но и видели закономерности их выполнения, легко переносили имеющиеся умения в новую ситуацию.

Пример создания проблемной ситуации на уроке технологии в пятом классе при изучении темы: «Получение пиломатериалов и фанеры».

Перед изучением темы вызываю к доске рослого и физически сильного ученика, даю ему два одинаковых по размерам (200x200) образца, но разной толщины: фанера 3‑слойная (примерно 3 или 4 мм) и доска (примерно 10 мм). Задаю классу вопрос: «Какой образец легче разломать или расколоть?» Замеряю, параметры образцов, показываю детям. Пятиклассники дают ответ, который подсказывает им житейский опыт, что более тонкий образец легче разломать или расколоть. Тогда предлагаю ученику расколоть доску и фанеру. Довольно легко ученик раскалывает доску вдоль волокон. А вот с образцом из фанеры он справиться не может. Учащиеся удивлены – «Почему фанера прочнее древесины?»

Так на уроке возникает проблемная ситуация. Она создает атмосферу удивления, недоумения. Это способствует пробуждению познавательной активности, т.к. истинное познание всегда сопровождается эмоциями. Такое начало урока не оставляет равнодушным к изучению нового ни одного учащегося.

Почему возникшая проблемная ситуация помогает заинтересовать всех учащихся новым материалом и включить их в работу?

Психологи выделяют «неизвестное» как один из главных компонентов проблемной ситуации. Нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором знания, подлежащие усвоению, будут занимать место неизвестного.

Для того чтобы мыслительный процесс совершался, необходимы какие-то мотивы, побуждающие человека думать. Как создается этот мотив? Столкновение с трудностью при выполнении конкретного задания, предложенного учителем, пробуждает интерес, желание найти ответ.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Формирование произносительных навыков при работе с поэтическим материалом на уроке английского языка
Работа над произносительной стороной речи ведется на всех ступенях обучения языку. При этом учащиеся с большим желанием и старанием работают над отдельными звуками, труднопроизносимыми словами и интонацией, если они представлены в рифмованной форме. Для решения вопросов, связанных с обучением произ ...

Рекомендации социальному педагогу по профилактике наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...

Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru