Из таблицы 5 видно, что у учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречаются неблагоприятные взаимоотношения с родителями. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречаются благоприятные взаимоотношения с родителями.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что степень благополучия взаимоотношений с родителями у младших школьников является фактором, определяющим психологическое благополучие / неблагополучие в учебной деятельности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) гипотеза исследования была полностью доказана: основными факторами психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности являются недоразвитие интеллектуально-познавательной сферы, низкая мотивационная готовность к обучению в школе, нарушение взаимоотношений с учителем, со сверстниками, с родителями;
2) уровень интеллектуально-познавательного развития младшего школьника является фактором, определяющим психологическое благополучие / неблагополучие в учебной деятельности.
У учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречается низкий уровень общего интеллектуального развития. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречается средний и высокий уровень общего интеллектуального развития.
3) уровень мотивационной готовности к обучению в школе младшего школьника является фактором, определяющим психологическое благополучие / неблагополучие в учебной деятельности.
У учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречается низкий уровень мотивационной готовности к обучению в школе. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречается высокий уровень мотивационной готовности к обучению в школе.
4) степень благополучия взаимоотношений с учителем у младших школьников является фактором, определяющим психологическое благополучие / неблагополучие в учебной деятельности.
У учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречается высокий уровень страхов в отношениях с учителем. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречается низкий уровень страхов в отношениях с учителем.
5) степень благополучия взаимоотношений со сверстниками у младших школьников является фактором, определяющим психологическое благополучие / неблагополучие в учебной деятельности.
У учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречается социометрический статус "изолированный", что свидетельствует о проблемах во взаимоотношениях со сверстниками. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречается социометрический статус "предпочитаемы", что свидетельствует о благоприятных взаимоотношениях со сверстниками.
6) степень благополучия взаимоотношений с родителями у младших школьников является фактором, определяющим психологическое благополучие / неблагополучие в учебной деятельности.
У учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности достоверно чаще встречаются неблагоприятные взаимоотношения с родителями. У "психологически благополучных" учащихся достоверно чаще встречаются благоприятные взаимоотношения с родителями.
Результаты исследования позволяют заключить, что поставленные задачи были решены. Основные итоги работы следующие.
Благополучие - это многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов.
В зарубежной психологии существуют множество подходов к описанию особенностей и сущности психологического неблагополучия.
В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями и родителями, к воздействиям которых в этом возрасте ещё достаточно открыт. Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность.
Похожие статьи: