Интеграция теоретических и эмпирических знаний как общность научного и учебного познания

Педагогика и воспитание » Проблема формирования исследовательских умений при проведении лабораторных практикумов » Интеграция теоретических и эмпирических знаний как общность научного и учебного познания

Страница 2

Авторами была предложена интересная методика проведения лабораторного практикума – «обучение через действие». В ней организационной формой обучения является комплексное занятие, совмещающее в едином цикле изучение теории с лабораторным практикумом. Предложив новую методику В.В. Светозаров, Ю.В. Светозаров, пытались решить следующие проблемы:

разрыв между теорией, решением задач и экспериментальной работой как во времени, так и в пространстве;

тенденцию сокращения учебного времени, выделяемого на изучение фундаментальных дисциплин. Считая эту тенденцию объективной, авторы предлагают оптимизировать время, затрачиваемое на образование. «В этом отношении физический практикум имеет большие неиспользуемые резервы. Во-первых, это резерв времени: перенос изучения даже части нового материала в практикум снимет дефицит учебного времени. Во-вторых, это резерв качества обучения».

Проведение предложенного практикума возможно благодаря модульным лабораторным комплексам – настольным микролабораториям. Лабораторный комплекс формирует полностью оснащенное рабочее место для одного или двоих студентов и позволяет реализовать десятки опытов различной сложности по нужному разделу курса с быстрым доступом к любому опыту. Для проведения комплексных занятий авторами было предложено использовать часы семинарских и лабораторных занятий. Лекции по физике проводятся обычным порядком. На совмещенном занятии теоретический раздел проводится в режиме повторения, закрепления и углубления знаний. Эксперимент включается в занятие для выдвижения гипотезы, наблюдения физического явления, подтверждения закона и проводится вперемешку с изучением теории и решением теоретических задач.

Для получения зачета студент должен отчитаться за 10 экспериментов, затем выполнить дополнительный «зачетный» эксперимент. Задания для зачетного эксперимента имеют различные уровни сложности и даются с учетом творческих возможностей конкретного студента. Так, задание первого уровня требует выбора метода исследования, второго - выполнения процедуры, описанной в методическом пособии, третьего – проверку теоретических знаний по данному разделу, четвертого – выполнение эксперимента, содержащего элементы научного исследования.

В новой форме занятий оказалось выражено следующее:

мгновенно возникающая постоянно нараставшая атмосфера сотрудничества преподавателя и студента;

увлеченность студентов;

большая нагрузка на преподавателя, связанная с необходимостью органично сочетать разные формы занятий и динамично реагировать на развитие ситуации;

необходимость основательной подготовки преподавателя к занятию с многовариантным планированием занятия;

необходимость издания методических пособий иного вида, чем принято для традиционных форм занятий;

целесообразность сочетания фронтальных экспериментов с индивидуальными заданиями повышенной сложности и самостоятельности (например, по завершению каждой темы).

Темп проведения экспериментов в 2 – 4 раза превышал темп обычного лабораторного занятия.

Авторами отмечены недостатки: слабый контроль подготовки к занятию, запаздывание методического обеспечения, дефицит посадочных мест, необходимость коллективной работы на одной установке (более активный студент подавляет инициативу товарищей). Несомненно, такая методика решает поставленные проблемы. Однако, как показывает наш опыт, «живой» эксперимент, когда студенты собирают установки своими руками, более успешно решает задачи формирования исследовательских навыков.

«На состоявшейся в г. Челябинске IV учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум» (октябрь,1997г.) было отмечено, что многие кафедры физики начинают реструктуризацию временной последовательности в изучении курса физики. Объективной предпосылкой тенденции является то обстоятельство, что физика – наука экспериментальная. Следовательно, во главу угла физического образовательного процесса должен быть поставлен учебный физический эксперимент. Реконструкция временной последовательности физического образования в ВУЗах должна пройти в два этапа. На первом этапе временная последовательность должна начинаться с серьезной лекционной демонстрации, или лекционного физического эксперимента, если позволяют технические возможности и завершиться практикой (семинаром), лабораторной работой. На втором этапе возможно начинать изучение курса физики с лабораторного практикума, результаты которого получают теоретическое обоснование на лекции и закрепляются изучением расчетных методов на практических занятиях .

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Десятибалльная система оценивания учебной деятельности
В Республике Беларусь принята 10-балльная система оценивания учебных достижений (на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 N 674 «Об утверждении норм оценки результатов учебной деятельности и критериев оценки поведения учащихся общеобразовательных учреждений»). ...

Понятие "психологическое неблагополучие" в младшем школьном возрасте
Проблема психологического благополучия и неблагополучия рассматривается в связи с тем, что напряженность либо понижение функциональной активности организма в силу недостаточного развития адаптационных механизмов влечет истощение внутренних резервов человека, а в конечном итоге дезадаптацию, соматич ...

Педагогическая теория 30-40 гг
Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в статье “О детских книгах (1840) - рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru