Сочетание традиционной репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами

Педагогика и воспитание » Проблема формирования исследовательских умений при проведении лабораторных практикумов » Сочетание традиционной репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами

Страница 3

уметь проводить измерения различных физических характеристик;

знать и уметь применять методику обработки результатов и ошибок измерений;

уметь анализировать результаты экспериментов и делать выводы о результатах решения поставленной задачи.

К перечисленным умениям, по нашему мнению необходимо добавить:

уметь пользоваться простым физическим оборудованием;

уметь определять назначение, цену деления и внутреннее сопротивление электроизмерительных приборов, а так же выставлять нужный для данных измерений предел;

правильно «читать» и составлять простейшие электрические цепи по предложенной схеме;

налаживать и регулировать простейшие физические приборы;

проводить несложный ремонт оборудования;

закрепить знания лекционного курса практической работой, доказывая базовые законы и положения.

Однако традиционная методика выполнения работ имеет и ряд недостатков, среди которых выделим наиболее значимые с нашей точки зрения:

не во всех ВУЗах имеется возможность организовать выполнение лабораторных работ фронтально;

небольшое число часов, отводимых на практикумы (менее 70), не позволяет организовать выполнение лабораторных работ, закрепляющих основные законы физики, в достаточном количестве;

существенно снижает возможность творческого подхода к выполнению задания предложенный в методическом пособии план к работе;

выполнение работ студенческими «бригадами» по 2-3 человека усложняет контроль самостоятельности работы каждого студента.

Как показывает практика, традиционный вузовский метод проведения лабораторных занятий по готовым методическим указаниям приводит к тому, что, работая по единому шаблону, студент, строго следуя инструкции, может благополучно выполнить работу, так и не до конца осознав сути проведённого эксперимента. При этом у него не формируются исследовательские умения и не развиваются творческие способности.

Тем не менее, мы согласны с мнением К.П. Кортнева, Н.Н. Шушарина, что с помощью лабораторного практикума возможно развивать исследовательские умения следующего типа:

охватывать всю проблему в целом;

корректно ставить исследовательскую задачу;

оценивать методы решения поставленной экспериментальной задачи;

планировать эксперимент;

искать оптимальное решение поставленной экспериментальной задачи;

реализовать экспериментальную методику;

оценивать ее информативность и точность.

Разумное сочетание традиционной репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами позволит не только приобрести элементарные навыки экспериментирования, практически освоить наиболее важные методы измерений, но и сформировать исследовательские умения студентов физиков младших курсов, подготовить их к дальнейшей научно – исследовательской работе.

Страницы: 1 2 3 

Похожие статьи:

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией
Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что в детском саду №12 «Ромашка» компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась св ...

Логический аспект изучения предложения
Логический аспект изучения синтаксических единиц связан с лучшими традициями русской лингвистики, как в логическом плане классики отечественного языкознания рассматривали проблему соотношения языка, и мышления и бытия. В работах по общему языкознанию и психолингвистике язык рассматривается как сред ...

Как решать проблему контроля и оценки домашнего задания
Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом домашнее задание вы сможете потом проверить и оценить. Это правило применяется до сих пор не везде. Не всегда учитель проверяет, выполнили ли школьники домашнее задание. Ещё реже контролю подвергается полнота, правильность и форма вы ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru