Сочетание традиционной репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами

Педагогика и воспитание » Проблема формирования исследовательских умений при проведении лабораторных практикумов » Сочетание традиционной репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами

Страница 3

уметь проводить измерения различных физических характеристик;

знать и уметь применять методику обработки результатов и ошибок измерений;

уметь анализировать результаты экспериментов и делать выводы о результатах решения поставленной задачи.

К перечисленным умениям, по нашему мнению необходимо добавить:

уметь пользоваться простым физическим оборудованием;

уметь определять назначение, цену деления и внутреннее сопротивление электроизмерительных приборов, а так же выставлять нужный для данных измерений предел;

правильно «читать» и составлять простейшие электрические цепи по предложенной схеме;

налаживать и регулировать простейшие физические приборы;

проводить несложный ремонт оборудования;

закрепить знания лекционного курса практической работой, доказывая базовые законы и положения.

Однако традиционная методика выполнения работ имеет и ряд недостатков, среди которых выделим наиболее значимые с нашей точки зрения:

не во всех ВУЗах имеется возможность организовать выполнение лабораторных работ фронтально;

небольшое число часов, отводимых на практикумы (менее 70), не позволяет организовать выполнение лабораторных работ, закрепляющих основные законы физики, в достаточном количестве;

существенно снижает возможность творческого подхода к выполнению задания предложенный в методическом пособии план к работе;

выполнение работ студенческими «бригадами» по 2-3 человека усложняет контроль самостоятельности работы каждого студента.

Как показывает практика, традиционный вузовский метод проведения лабораторных занятий по готовым методическим указаниям приводит к тому, что, работая по единому шаблону, студент, строго следуя инструкции, может благополучно выполнить работу, так и не до конца осознав сути проведённого эксперимента. При этом у него не формируются исследовательские умения и не развиваются творческие способности.

Тем не менее, мы согласны с мнением К.П. Кортнева, Н.Н. Шушарина, что с помощью лабораторного практикума возможно развивать исследовательские умения следующего типа:

охватывать всю проблему в целом;

корректно ставить исследовательскую задачу;

оценивать методы решения поставленной экспериментальной задачи;

планировать эксперимент;

искать оптимальное решение поставленной экспериментальной задачи;

реализовать экспериментальную методику;

оценивать ее информативность и точность.

Разумное сочетание традиционной репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами позволит не только приобрести элементарные навыки экспериментирования, практически освоить наиболее важные методы измерений, но и сформировать исследовательские умения студентов физиков младших курсов, подготовить их к дальнейшей научно – исследовательской работе.

Страницы: 1 2 3 

Похожие статьи:

Гуманитарно-ориентированное обучение математике по образовательной технологии “Школа 2100”
Современные подходы к организации системы школьного обра­зования, в том числе и математического образования, определяются, прежде всего, отказом от единообразной, унитарной средней школы. Направляющими векторами этого подхода являются гуманизация и гуманитаризация школьного образования. Гуманитариз ...

Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патолог ...

Философские и социально-культурные основания организации концепции физкультурного воспитания
Особенность феномена физической культуры в отличие от других ее сфер состоит, прежде всего, в том, что она самым естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс телесного развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, р ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru