Возрастные проявления одаренности

Каждый период детства по-своему эмоционален и чувствителен, и каждую возрастную ступень отличает своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам, готовность к подъему определенных сторон интеллекта. Такого рода предпосылки развития, обусловленные эмоциональными периодами, можно рассматривать, как возрастные факторы одаренности.

Так, уже в средних классах, у учащихся подросткового возраста (12-14 лет) вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать и действовать в логике рассуждения, независимо от воспринимаемой реальности.

Он может совершать гигантский по своему качеству скачок – он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, – и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберется в действительно происходящем.

Стремление открыть реальное в возможном предполагает, что подросток смотрит на возможное как на совокупность гипотез, требующих проверки и доказательств. Подросток уже может, как это делает взрослый, подвергать переменные комбинаторному анализу, методу, гарантирующему составление исчерпывающего перечня всех возможностей.

В таком возрасте «ищущий» подросток готов активно проявлять свои возможности, взаимодействовать со сверстниками, участвовать в самых различных начинаниях, что по-своему содействует развитию интеллекта. Никакой другой возраст не несет с собой такой непосредственной потребности самоутверждения и готовности действовать.

В старшем школьном возрасте (15-16 лет), который уже относят к ранней юности, сама «ситуация развития» (предстоящее окончание школы, изменение положения среди окружающих, возрастание обязанностей), равно как и характерные для этого возраста «внутренние условия» (интенсивное формирование мировоззрения, рост самосознания, влияние установок на будущее), обусловливают поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

У старших школьников очень заметна работа анализирующей мысли, также готовность к рассуждениям и особая эмоциональная впечатлительность. Такое совмещение «мыслительного» и «художественного» типов, расположенность к самовоспитанию и самосовершенствованию открывают особые возможности для многостороннего развития. Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в какой-то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать для развития индивидуальных способностей.

Школьники в этот период (15-16 лет) наиболее активны. Они посещают факультативные занятия, дополнительные занятия, связанные с углубленной подготовкой в интересующей области знаний, являются членами научных обществ учащихся, а также включаются в научно-исследовательскую деятельность с последующим представлением результатов на школьных, районных, ученических конференциях, принимают участие в предметных олимпиадах. Их активное участие в различных проектах создает условия и обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребенка в различных видах деятельности, развитие и раскрытие интеллектуального потенциала школьников.

Проявляющие себя на разных возрастных этапах предпосылки развития – это специфические, на время возникающие внутренние условия умственного роста, другими словами – возрастные факторы одаренности.

Понятие «возрастная одаренность» означает отсутствие уверенности, что необычно высокий умственный уровень и ранние успехи ребенка действительно являются предвестниками собственно одаренности – ведь они могут оказаться чем-то временным, преходящим. Выражение «возрастная одаренность» имеет и некоторое объяснительное значение: в нем выступает признание зависимости незаурядных умственных качеств ребенка от хода возрастного развития и специфических возможностей детства.

Рассматривая подростковый и старший школьный возраст можно утверждать, что одаренность необходимо начинать развивать с подросткового возраста. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного, носят исследовательский характер. Дети отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования. В период же старшего школьного возраста нужно поддерживать развитие и выводить на более высокий уровень.

одаренность интеллектуальный способность школа

Похожие статьи:

Характеристика типичных профконсультационных ситуаций
Разные авторы предлагают свои критерии выделения типичных профконсультационных ситуаций (например, сформированность профессионального плана). Мы в качестве критерия выделения типа ситуации возьмем мотив обращения молодого человека на консультацию. Обращаясь за помощью, оптант вербализует сущность с ...

Возрастные особенности развития детей 7-10 лет. Анатомо-физиологические особенности
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов отмечают, что при организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки. П.Н. Казаков считает, что при правильной методике спортивные ...

Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося поведения подростков
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в социальной педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи, школы и микросоциума. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученик ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru