Возрастные проявления одаренности

Каждый период детства по-своему эмоционален и чувствителен, и каждую возрастную ступень отличает своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам, готовность к подъему определенных сторон интеллекта. Такого рода предпосылки развития, обусловленные эмоциональными периодами, можно рассматривать, как возрастные факторы одаренности.

Так, уже в средних классах, у учащихся подросткового возраста (12-14 лет) вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать и действовать в логике рассуждения, независимо от воспринимаемой реальности.

Он может совершать гигантский по своему качеству скачок – он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, – и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберется в действительно происходящем.

Стремление открыть реальное в возможном предполагает, что подросток смотрит на возможное как на совокупность гипотез, требующих проверки и доказательств. Подросток уже может, как это делает взрослый, подвергать переменные комбинаторному анализу, методу, гарантирующему составление исчерпывающего перечня всех возможностей.

В таком возрасте «ищущий» подросток готов активно проявлять свои возможности, взаимодействовать со сверстниками, участвовать в самых различных начинаниях, что по-своему содействует развитию интеллекта. Никакой другой возраст не несет с собой такой непосредственной потребности самоутверждения и готовности действовать.

В старшем школьном возрасте (15-16 лет), который уже относят к ранней юности, сама «ситуация развития» (предстоящее окончание школы, изменение положения среди окружающих, возрастание обязанностей), равно как и характерные для этого возраста «внутренние условия» (интенсивное формирование мировоззрения, рост самосознания, влияние установок на будущее), обусловливают поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

У старших школьников очень заметна работа анализирующей мысли, также готовность к рассуждениям и особая эмоциональная впечатлительность. Такое совмещение «мыслительного» и «художественного» типов, расположенность к самовоспитанию и самосовершенствованию открывают особые возможности для многостороннего развития. Поскольку эти качества являются возрастными и, следовательно, в какой-то мере временными, их нужно вовремя и в полной мере использовать для развития индивидуальных способностей.

Школьники в этот период (15-16 лет) наиболее активны. Они посещают факультативные занятия, дополнительные занятия, связанные с углубленной подготовкой в интересующей области знаний, являются членами научных обществ учащихся, а также включаются в научно-исследовательскую деятельность с последующим представлением результатов на школьных, районных, ученических конференциях, принимают участие в предметных олимпиадах. Их активное участие в различных проектах создает условия и обеспечивает дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребенка в различных видах деятельности, развитие и раскрытие интеллектуального потенциала школьников.

Проявляющие себя на разных возрастных этапах предпосылки развития – это специфические, на время возникающие внутренние условия умственного роста, другими словами – возрастные факторы одаренности.

Понятие «возрастная одаренность» означает отсутствие уверенности, что необычно высокий умственный уровень и ранние успехи ребенка действительно являются предвестниками собственно одаренности – ведь они могут оказаться чем-то временным, преходящим. Выражение «возрастная одаренность» имеет и некоторое объяснительное значение: в нем выступает признание зависимости незаурядных умственных качеств ребенка от хода возрастного развития и специфических возможностей детства.

Рассматривая подростковый и старший школьный возраст можно утверждать, что одаренность необходимо начинать развивать с подросткового возраста. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного, носят исследовательский характер. Дети отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования. В период же старшего школьного возраста нужно поддерживать развитие и выводить на более высокий уровень.

одаренность интеллектуальный способность школа

Похожие статьи:

Развитие речи у детей с задержкой психического развития
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях: - излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, - несформированность грамматического строя речи, - недостаточность сл ...

Основные причины психологического неблагополучия ребенка
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. Поэтому различные ее компоненты и стороны выступают в качестве диагностических критериев психологического благополучия или неблагополучия младшего школьника. Одним из критериев психологического благополучия служит адаптация к школе ...

Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru