Особенности формирования словообразования существительных у дошкольников с ОНР

Педагогика и воспитание » Особенности словообразования существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня » Особенности формирования словообразования существительных у дошкольников с ОНР

Страница 2

Речевая недостаточность отчётливо проявляется во всех компонентах.

Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы: является незнанием многих слов, обозначающих части тела, животных и их детёнышей, одежду, мебель, профессии.

Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкими по смыслу. Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине);

нередкое употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;

в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («две каси»- два карандаша, «де тун»- два стула);

отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительные при этом употребляются в исходной форме («книга идит то» - книга лежит на столе); возможна и замена предлогов («гиб лятет на далевим» - гриб растёт под деревом). Союзы и частицы употребляются редко.

Понимание обращённой речи на втором уровне значительно развивается за счёт различения некоторых грамматических форм. Дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение. Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения создаются при понимании форм числа и рода прилагательных. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твёрдых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановка и замена звуков и слогов, сокращение при сочетании согласных в слове. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояние предметов и действий. В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок в использовании простых и сложных предлогов. Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Многолетнее изучение речи 6-летних дошкольников позволило установить, что выделяется ещё одна категория детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней и может быть определена как четвёртый уровень речевого развития - нерезко выраженное недоразвитие речи.

Характерным своеобразием нарушения слоговой структуры является то, что, понимая значение слава, ребёнок не удерживает в памяти его фонематический образ, наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах: персеверации, перестановки звуков и слогов, элизии, парафазии. Обиходная речь становиться более или менее развернутой, но в ней часто наблюдается неточное знание и употребление многих слов.

Свободное общение сильно затруднено, и в контакт с окружающими детьми дети обычно вступают в присутствии родителей или воспитателей, дающих пояснение к высказыванию ребенка. Не зная того или иного слова, дети употребляют другое слово, обобщающее сходный объект (кондуктор – кассир, кресло – диван). Иногда нужное слово заменяется другим, близким по звуковому составу (смола – зола). То же самое происходит с названиями малознакомых ребенку действий: вместо «строгать» он говорит «чистить», вместо «резать» говорит «рвать». Дети используют в речи различные местоимения. Из прилагательных употребляются лишь те, что обозначают непосредственно воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, некоторые свойства (сладкий, теплый, легкий). Речь обеднена из-за редкого употребления наречий. Довольно часто используют предлоги, особенно для выражения пространственных отношений (в, к, на, под, за, из), но при этом допускается большое количество ошибок, предлоги могут опускаться, заменяться.

Недостаточная внятность, выразительность, вялая артикуляция и нечёткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звукослоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Понимание обиходной речи хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru