Овладение дошкольниками словообразованием существительных в онтогенезе

Страница 4

Второй – примерно от 3,6 – 4 до 5,6 – 6,0 лет – активное освоение словопроизводства, формирование обобщённых представлений о мотивированности наименований и аналогических типах мотивации. Появляется словообразование дефиниционного типа, т.е. на синтаксической основе. В этот период зарождается и развивается словотворчество.

Третий – после 5,6 – 6,0 лет – усвоение норм и правил словообразования, формирование самоконтроля и критичности к собственной речи. Следствием этого является снижение интенсивности словотворчества и количества речевых ошибок. Словопроизводство начинает носить более точный характер, поскольку ребёнок постигает правила универбизации, традиции словообразования.

Таким образом, к школьному возрасту, ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Вывод: Итак, можно полагать, что ведущими процессами при овладении словообразованием являются процессы семантического анализа действительности, (и как следствие – вычленения) и семантического синтеза. Эти процессы составляют важнейшие компоненты программы словообразовательного акта, который понимается нами как синтаксический и в котором действуют психолингвистические правила. На разных этапах овладения словообразованием эти правила различны и их механизм коррелирует с выделенными в системе языка Е.С. Кубряковой типами словообразования. Ведущим принципом перехода от одного типа словообразования к другому является усложнение представлений о действительности и все больший «отрыв» обобщенных элементов системы языка от предметов и их отношений.Словообразование – это результат сложной деятельности с функциональными элементами.

В первой главе нашей курсовой работы предоставлен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей дошкольного возраста в онтогенезе. Здесь излагаются общие вопросы речевого развития, особенности развития словообразования.

Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словообразованием в онтогенезе позволил нам структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границ и этапах детского словообразования. Так, ребенок трех лет, пытаясь объяснить значение слов на основе их состава, почти не использует словообразовательные средства для создания производных слов. А уже к пяти летнему возрасту у ребенка резко возрастает способность не только объяснять значение слов с опорой на составляющие его части, но и способность создавать новые слова. К шести годам уже достигает того уровня речевого развития, который возможен при стихийном владении языком.

На протяжении всего дошкольного периода значительно меняются и способы образования производных слов. Качественные изменения в речевой деятельности отмечаются уже в средней группе.

Итак, анализируя многочисленные исследования ученых-психолингвистов (Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, М.М. Попова, А.М. Шахнаровича, Л.И. Айдарова) можно сделать вывод, что словообразование определяется степенью усвоения предметных отношений и их связей с языковыми явлениями. Пик этого овладения приходится на дошкольный возраст. Сознательное же усвоение информации о словообразовательном составе слова и способах его образования становится возможным только в процессе направленного обучения ребенка грамматике родного языка А.М. Шахнарович (1999).

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие статьи:

Психолого-педагогические особенности
И.В. Шаповаленко считает, что в младшем школьным возрасте (7-10 лет) у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Познавательное развитие ...

Роль методической службы в работе с семьей
В современных условиях возросла роль методической службы, которая переходит от функции простого информирования к научному обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи преподавателям и управленцам во внедрении новшеств. Деятельность методической сл ...

Ориентация образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путём активизации их познавательных потребностей и возможностей
Высказываний студентов, не исчерпывают содержания и функций ориентации образования не на формальное накопление знаний, а на развитие способностей обучающихся, их мышления путём активизации их познавательных потребностей и возможностей. Данная ориентация должна быть сформирована в результате детальн ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru