Овладение дошкольниками словообразованием существительных в онтогенезе

Страница 4

Второй – примерно от 3,6 – 4 до 5,6 – 6,0 лет – активное освоение словопроизводства, формирование обобщённых представлений о мотивированности наименований и аналогических типах мотивации. Появляется словообразование дефиниционного типа, т.е. на синтаксической основе. В этот период зарождается и развивается словотворчество.

Третий – после 5,6 – 6,0 лет – усвоение норм и правил словообразования, формирование самоконтроля и критичности к собственной речи. Следствием этого является снижение интенсивности словотворчества и количества речевых ошибок. Словопроизводство начинает носить более точный характер, поскольку ребёнок постигает правила универбизации, традиции словообразования.

Таким образом, к школьному возрасту, ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребёнку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Вывод: Итак, можно полагать, что ведущими процессами при овладении словообразованием являются процессы семантического анализа действительности, (и как следствие – вычленения) и семантического синтеза. Эти процессы составляют важнейшие компоненты программы словообразовательного акта, который понимается нами как синтаксический и в котором действуют психолингвистические правила. На разных этапах овладения словообразованием эти правила различны и их механизм коррелирует с выделенными в системе языка Е.С. Кубряковой типами словообразования. Ведущим принципом перехода от одного типа словообразования к другому является усложнение представлений о действительности и все больший «отрыв» обобщенных элементов системы языка от предметов и их отношений.Словообразование – это результат сложной деятельности с функциональными элементами.

В первой главе нашей курсовой работы предоставлен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей дошкольного возраста в онтогенезе. Здесь излагаются общие вопросы речевого развития, особенности развития словообразования.

Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словообразованием в онтогенезе позволил нам структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границ и этапах детского словообразования. Так, ребенок трех лет, пытаясь объяснить значение слов на основе их состава, почти не использует словообразовательные средства для создания производных слов. А уже к пяти летнему возрасту у ребенка резко возрастает способность не только объяснять значение слов с опорой на составляющие его части, но и способность создавать новые слова. К шести годам уже достигает того уровня речевого развития, который возможен при стихийном владении языком.

На протяжении всего дошкольного периода значительно меняются и способы образования производных слов. Качественные изменения в речевой деятельности отмечаются уже в средней группе.

Итак, анализируя многочисленные исследования ученых-психолингвистов (Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, М.М. Попова, А.М. Шахнаровича, Л.И. Айдарова) можно сделать вывод, что словообразование определяется степенью усвоения предметных отношений и их связей с языковыми явлениями. Пик этого овладения приходится на дошкольный возраст. Сознательное же усвоение информации о словообразовательном составе слова и способах его образования становится возможным только в процессе направленного обучения ребенка грамматике родного языка А.М. Шахнарович (1999).

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие статьи:

Программа по физическому воспитанию для учащихся ПТУ
Программа включает в себя объяснительную записку и пять частей. В первой части изложены физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Во второй – учебные требования, нормативы оценки физической подготовленности, содержание домашних заданий; рекомендации по содержанию и организации ...

Коррекция звукопроизношения детей дошкольного возраста
Звукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Нарушенное звукопроизношение является серь ...

Управление процессом познания обучающихся – ведущая профессиональная компетентность педагога
Системно-деятельностный подход, являясь методологической основой ФГОС, многое меняет в целях, содержании, процедуре и результатах деятельности учителей-предметников. Опыт работы с ними на курсах повышения квалификации показывает, что осознать эти перемены практикующему школьному педагогу не так про ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru