Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников

Педагогика и воспитание » Проблемы внедрения инфокоммуникационных технологий в образовании Российской Федерации » Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников

Страница 2

Важно, чтобы любой пересказ эффективно служил цели развития речи учащихся. Известно, что школьник, умеющий в своей детской среде живо и непосредственно пересказывать содержание прочитанных книг или просмотренных кинофильмов в классной обстановке становится скупым на выразительные средства пересказа. Рассказы и пересказы детей становятся монотонными, протекают с напряжением, со множеством пауз, с большой нагрузкой на память.

Для того, чтобы преодолеть эти недостатки в речи школьников, необходимо учитывать некоторые особенности методики работы по формированию навыка пересказа. Липкина А. И. и Оморокова М. И. среди таких особенностей отмечают следующие:

Строгий отбор текстов, на которых лучше всего учить детей пересказу. Для этой цели не годятся, например, слишком короткие тексты, которые уже после первого или второго чтения запоминаются детьми дословно, как стихотворение, и поэтому последующее прочитывание и воспроизведение превращаются для учащихся в стереотипное, скучное занятие. Однако не следует брать и слишком объемные, насыщенные множеством деталей тексты. Они плохо запоминаются, дети теряют логику пересказа, путаются деталях.

Содержанке каждого текста должно удовлетворять двум тесно связанным между собой требованиям. Во-первых, оно должно иметь определенную познавательную ценность. Во-вторых, содержание текста должно представлять определенный интерес для ребенка, должно вызвать к себе определенное отношение.

Необходимо стремиться к тому, чтобы создать на уроке условия, которые бы приблизили этот пересказ к естественным «неаудиторным» пересказам детей; чтобы были налицо желание, потребность рассказчика передать прочитанное слушателям к желание слушателей узнать от рассказчика то, что он прочитал, внимание и интерес к его пересказу.

Липкина А. И. и Оморокова М. И. предлагают такие приемы активизации интереса учащихся к пересказу. Например, учитель помогает ученику и классу нарисовать в воображении определенную ситуацию, в которой оказывается рассказчик и из особенностей которой он должен исходить или живо представить себе, что его вызвали в телестудию для того, чтобы рассказать о прочитанном произведении, которое он считает очень интересным. В другом случае ученику предлагается рассказать о прочитанном событии таким образом, как будто бы он сам был очевидцем всего того, о чем рассказано в статье.

Надо вооружить учащегося определенными приемами работы над читаемым текстом, приемами анализа его содержания, предваряющими пересказ.

Большие сложности у детей вызывает подготовка к пересказу. Стремясь запомнить весь текст, с возможной точностью, но не умея выделить в нем для этой цели опорные пункты, учащиеся весьма нерационально распределяют свое внимание и мыслительные усилия, когда читают текст, готовясь к пересказу. Ошибочная установка — все запомнить в равной степени— оказывается обычно для них непосильной. Каждая последующая часть текста запоминается хуже предыдущей вследствие утомления. Здесь могут помочь опорные слова, выделенные из текста, вопросы по смысловым частям или опорные картинки. Найти в тексте ответ на поставленный по его содержанию вопрос, подобрать относящееся к опорному слову или картинке содержание — задача сложная, и решение ее способствует формированию у школьников определенных способов работы над текстом.

Младшим школьникам не всегда сразу удается разобраться в сюжетной линии текста, осознать события, определить место и роль каждого из выведенных, в нем персонажей. Для облегчения этой задачи полезно сформировать у учащихся наглядные представления, соответствующие содержанию текста. Наглядные представления могут быть созданы путем демонстрации объектов, рисунков, создания словесных образов по воображению.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru