Анализ развития воображения у детей дошкольного возраста

Страница 1

С целью выявления уровня развития воображения испытуемых, использовалась методика Дьяченко О.М., Кириловой А.И. «Изучение оригинальности решения задач на воображение».

Данная методика позволяет полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.

1. Эксперементальный материал: 20 карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.

2. Порядок исследования: Детям было предложено задание дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка, осмысленное изображение какого-либо предмета.

3. Анализ результатов: Выявление степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывался коэффициент оригинальности каждого ребенка, который равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного эталона для дорисовывания) ни у кого из детей группы. Коэффициент оригинальности соотносился с одним из 6 типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

I тип — ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

I I тип — также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

IIIтип — изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

IV тип — ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

V тип — заданная фигура используется качественно по-новому. Если в I— IV типах она является основной частью картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова и т.п.), то теперь фигура используется как один из второстепенных элементов для создания образа воображения.

На первом этапе констатирующего исследования был проанализирован уровень и особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста старшей группы «колокольчики» (именуемуй в дальнейшем эксперементальной группой) и старшей группы «ромашки» (далее именуемой контрольной группой). Были получены следующие результаты:

По уровню развития воображения: воображение детей развито слабо.

В экспериментальной группе выявлены следующие типы решения задач на воображение 0 тип 10%, I тип 40%, II тип 30%, III тип 20%, IV тип 0%, V тип 0%. В контрольной : 0 тип 10%, I тип 40%, II тип 20%, III тип 30%, IV тип 0%, V тип 0%.

Выполненные детьми работы в основном I и II типа, т.е. оригинальных работ мало. Встречаемые в работах образы в основном типичные, шаблонные (круг-солнце, голова; квадрат-дом, картина, телевизор и т.д.). работы выполнены в основном внутри контура геометрических фигур.

Таким образом, можно подвести следующие итоги:

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Организация занятий по физическому воспитанию в ПТУ
Учебные занятия по физическому воспитанию в ПТУ организуются и проводятся в соответствии с учебными планами по специальностям комплексной программы и действующими нормативными документами, регламентирующими учебный процесс Они включаются в расписание занятий учебной частью равномерно в течение неде ...

Этапы становления воспитательной системы школы
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы. Первый этап развития воспитательной системы - этап становления. Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы. Предпосылками для объединения детей и взрослых в ...

Воспитание и обучение детей в России до 19 в
Зачатки педагогической мысли в Киевском и Московском государствах. Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, в ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru