С целью выявления уровня развития воображения испытуемых, использовалась методика Дьяченко О.М., Кириловой А.И. «Изучение оригинальности решения задач на воображение».
Данная методика позволяет полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств – видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их.
1. Эксперементальный материал: 20 карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.
2. Порядок исследования: Детям было предложено задание дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка, осмысленное изображение какого-либо предмета.
3. Анализ результатов: Выявление степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывался коэффициент оригинальности каждого ребенка, который равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного эталона для дорисовывания) ни у кого из детей группы. Коэффициент оригинальности соотносился с одним из 6 типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
I тип — ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
I I тип — также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
IIIтип — изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
IV тип — ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
V тип — заданная фигура используется качественно по-новому. Если в I— IV типах она является основной частью картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова и т.п.), то теперь фигура используется как один из второстепенных элементов для создания образа воображения.
На первом этапе констатирующего исследования был проанализирован уровень и особенности развития воображения детей старшего дошкольного возраста старшей группы «колокольчики» (именуемуй в дальнейшем эксперементальной группой) и старшей группы «ромашки» (далее именуемой контрольной группой). Были получены следующие результаты:
По уровню развития воображения: воображение детей развито слабо.
В экспериментальной группе выявлены следующие типы решения задач на воображение 0 тип 10%, I тип 40%, II тип 30%, III тип 20%, IV тип 0%, V тип 0%. В контрольной : 0 тип 10%, I тип 40%, II тип 20%, III тип 30%, IV тип 0%, V тип 0%.
Выполненные детьми работы в основном I и II типа, т.е. оригинальных работ мало. Встречаемые в работах образы в основном типичные, шаблонные (круг-солнце, голова; квадрат-дом, картина, телевизор и т.д.). работы выполнены в основном внутри контура геометрических фигур.
Таким образом, можно подвести следующие итоги:
Похожие статьи:
Классификация видов графики
Понятие «графика», по способу создания изображения, делится на два больших объема: «печатная или тиражная графика» и «уникальная графика». Печатная графика - совокупность видов графики, дающих возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах. В отличии ...
Руководство воспитательным процессом в ОУ
Ткань учебно-воспитательного процесса создана из самых разнообразных событий, многочисленных ситуаций, и от того, какова позиция и поведение в них педагога, зависит и результат воспитания. В арсенале педагогической науки существуют термины «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодейств ...
Исследование правовой грамотности детей
старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведе ...