Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Страница 4

В настоящее время, в научно- методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния дыхания и голоса при дизартрии и влияния их нарушения на развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с церебральным параличом. Однако работа в этом направлении ведется.

В. Т. Сорокина в своем исследовании поставила следующую цель: выявить особенности мелодико-интонационной стороны речи как операционно-технического средства коммуникации у дошкольников с церебральным параличом. По данным исследования, большинство детей (77-93%), адекватно воспринимали мелодику интонации, но испытывали трудности при ее воспроизведении. Для остальных (6-7%) адекватное понимание интонационных конструкций и правильное их повторение было недоступно.

У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата довольно часто встречается дизартрия, причем не только при ДЦП, но и с другими ортопедическими диагнозами (плоско-вальгусная установка стоп, дисплазия тазобедренного сустава и т.д.)

Среди характерных проявлений просодических нарушений в речи детей со стертой дизартрией выделяются расстройства интонационного оформления высказывания. В исследованиях Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, О.А.Токаревой, Р.И.Мартыновой, Г.В.Гуровец, С.И.Маевской, посвященных состоянию речи при стертой форме дизартрии, отмечаются нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства. Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой формой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Анализ экспериментальных данных показал, что характеристика просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии не совпадает с характеристикой просодики у дошкольников в целом. Распространенность нарушений просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей.

У детей с указанным дефектом имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. Это свидетельствует о том, что у детей со стертой формой дизартрии имеется недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная нечеткая речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению дефектов воспроизведения интонации в речи. Проблема особенностей восприятия речи у данной категории детей остается недостаточно изученной.

Проблемой нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой формой дизартрии занимались Л.В.Лопатина, Л.А. Позднякова. Они провели экспериментально-фонетическое исследование интонационного оформления высказывания и выявили характерные особенности оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Анализ интограмм предложений свидетельствует о качественных различиях оформления таких высказываний детьми со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием. Ученые выявили, что у детей с названной патологией отмечаются следующие особенности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Математическая карта темы «Подобные треугольники»
Анализ понятийного аппарата темы «Подобные треугольники» Формулировка определяемого понятия Логический анализ структуры определения Подведение под понятие Следствия из определения Возможные ошибки учащихся Термин Род Видовые отличия Логические связи Вид определения Опорные знания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ...

Трудности, связанные с языковой формой сообщения
Эти трудности возникают по двум причинам: благодаря содержащемуся в сообщении неизученному языковому материалу и вследствие имеющегося в сообщении знакомого, но сложного для восприятия на слух языкового материала. Вопрос о целесообразности включения в тексты для аудирования незнакомого материала не ...

Методическое обеспечение методического процесса
Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение методического процесса. С этого начинается организация методической работы в любом МДОУ. Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на государственные т ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru