Краткий пересказ требует понимания главной мысли отдельных частей текста и произведения в целом. Обучение этому виду пересказа опирается на сформированное к данному возрасту умение делить текст на части, составлять план. Помогая детям найти главное в каждой части и отбросить второстепенное, учитель формулирует вместе с учениками основное содержание, потом производит его сокращение снова, а иногда и в третий раз. Важные опорные слова и выражения вначале осторожно карандашом отмечают в книге, сформулированные положения записывают на доске. Постепенно учащиеся приучаются производить такой отбор материала для краткого пересказа без внешних опор. Для обучения краткому пересказу используют достаточно развернутые сюжетные тексты, так как небольшие произведения дети запоминают, что мешает им потом освободиться от второстепенных деталей. Тексты описательного характера тоже трудно поддаются сокращению и для обучения краткому пересказу мало пригодны.
В работе со школьниками, имеющими задержку психического развития, полезен также прием "устного рисования", поскольку он способствует не только развитию речи, но и формированию образного мышления и эстетического восприятия прочитанных произведений. Используя этот прием, учитель просит ребенка не пересказать текст, а представить себе то, о чем было прочитано, и подробно обрисовать словами описанный предмет или ситуацию. Для выполнения задания ученику придется внимательно перечитать текст, выделить нужные слова и выражения, осмыслить эмоциональную окраску содержания. Успешному выполнению такого задания способствует предварительный анализ текста, проведенный с помощью выборочного чтения.
Анализ имеющихся сведений по проблеме формирования навыка пересказа у детей с задержкой психического развития позволяет сделать вывод, что формирование навыка пересказа является эффективным средством развития речи детей данной группы. Формирования навыка пересказа способствует развитию памяти, обогащению словаря, усвоению выразительных средств языка. В процессе работы над пересказом происходит развитие навыков построения связных монологических высказываний, усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста, школьники учатся выделять и передавать главную мысль текста. Пересказ способствует введению в активный словарь учащихся многих элементов литературной речи, позволяет школьникам выразить свое отношение к содержанию текста.
Похожие статьи:
Реализация деятельностного подхода в практике воспитания
Общая ориентация при использовании методов воспитательной деятельности обусловлена теоретическими направленностями, собственно по которым наибольшим воспитательным эффектом является ведущий тип деятельности и производные от него многообразные виды деятельности. Динамика смены используемых методов п ...
Интеграция
теоретических и эмпирических знаний как общность научного и учебного познания
К.П. Корневым и Н.Н. Шушариной реализован подход, при котором в процессе подготовки к выполнению лабораторной работы, кроме изучения теоретического материала и методики выполнения работы, обучаемый решает, несколько специально подобранных задач. Задачи имеют исследовательский характер и подобраны т ...
Обзор методик коррекционно-логопедической работы по формированию связной
речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Т.Б. Филичева называет основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, обще ...