Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников с задержкой психического развития

Страница 2

Краткий пересказ требует понимания главной мысли отдельных частей текста и произведения в целом. Обучение этому виду пересказа опирается на сформированное к данному возрасту умение делить текст на части, составлять план. Помогая детям найти главное в каждой части и отбросить второстепенное, учитель формулирует вместе с учениками основное содержание, потом производит его сокращение снова, а иногда и в третий раз. Важные опорные слова и выражения вначале осторожно карандашом отмечают в книге, сформулированные положения записывают на доске. Постепенно учащиеся приучаются производить такой отбор материала для краткого пересказа без внешних опор. Для обучения краткому пересказу используют достаточно развернутые сюжетные тексты, так как небольшие произведения дети запоминают, что мешает им потом освободиться от второстепенных деталей. Тексты описательного характера тоже трудно поддаются сокращению и для обучения краткому пересказу мало пригодны.

В работе со школьниками, имеющими задержку психического развития, полезен также прием "устного рисования", поскольку он способствует не только развитию речи, но и формированию образного мышления и эстетического восприятия прочитанных произведений. Используя этот прием, учитель просит ребенка не пересказать текст, а представить себе то, о чем было прочитано, и подробно обрисовать словами описанный предмет или ситуацию. Для выполнения задания ученику придется внимательно перечитать текст, выделить нужные слова и выражения, осмыслить эмоциональную окраску содержания. Успешному выполнению такого задания способствует предварительный анализ текста, проведенный с помощью выборочного чтения.

Анализ имеющихся сведений по проблеме формирования навыка пересказа у детей с задержкой психического развития позволяет сделать вывод, что формирование навыка пересказа является эффективным средством развития речи детей данной группы. Формирования навыка пересказа способствует развитию памяти, обогащению словаря, усвоению выразительных средств языка. В процессе работы над пересказом происходит развитие навыков построения связных монологических высказываний, усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста, школьники учатся выделять и передавать главную мысль текста. Пересказ способствует введению в активный словарь учащихся многих элементов литературной речи, позволяет школьникам выразить свое отношение к содержанию текста.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Ориентировка в пространстве
Способностью к ориентированию в пространстве понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо конкретной деятельности (на площадке для игры в волейбол, теннис ...

Цели работы по пунктуации в школе
Школа является хранительницей и распространительницей пунктуационных норм, формируя их у учащихся. Различают две группы целей: познавательные и практические. Познавательные цели. Для овладения пунктуационными нормами необходимы знания по пунктуации, на основе которых формируются пунктуационные умен ...

Методические рекомендации по проведению урока-путешествия «Дальний Восток в произведениях В.К. Арсеньева»
На изучение Дальнего Востока в 8 классе в курсе «Физическая география России» отводится всего 2 учебных часа, за которые невозможно рассказать обо всех отличительных особенностях края. Поэтому идет подключение самостоятельной работы учащихся, позволяющее значительно лучше усвоить и понять пройденны ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru