Определение понятия «творчество» и «творческие способности»

Страница 2

Рассмотрим сущностные характеристики способностей.

Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

Итак, под способностями понимаются индивидуально –психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность.

Отечественные психологи А.Н. Леонтьев и Б.М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б.М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы (в духе понятия высших психических функций, по Л.С. Выготскому).

Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими функциям.

Определение: «Способности» - это психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности.

Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, у него понятие «способность» рассматривается так: способность – природная одаренность талантливость.

Человек с большими способностями. Умственные способности к художественной деятельности. Способный – обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким - нибудь свойством. Способен трудиться. Этот человек способен на все ни перед чем не остановится.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности.

Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены сенсомоторные, перцептивные, мнемонические, имажинативные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область, в соответствии с чем способности могут быть квалифицированы как научные лингвистические, гуманитарные, творческие музыкальные, литературные, художественные, инженерные.

Различают также общие и специальные: общие – это свойства ума, лежащие в основе разнообразных специальных, выделяемых в соответствии с теми видами деятельности, в которых они проявляются технические, художественные, музыкальные.

Выявлены компоненты, составляющие структуры специальных способностей, что позволяет сформировать педагогические рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей у учащихся.

В «Педагогической энциклопедии» способность рассматривается как свойство личности, имеющее существенное значение при выполнении той или иной деятельности. Обычно способность оценивается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разным видами труда к психо – физиологическим особенностям человека; можно говорить также и о способностях к обучению или к игре.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Межпредметные связи в преподавании биологии и математики
Как было сказано ранее, учебный процесс представляет собой систему органического единства деятельности учителя и ученика. В этой системе под руководством учителя происходит овладение учеником системой знаний и способов деятельности его развития. Эффективное овладение знаниями и способами деятельнос ...

Программное оформление интерактивного курса
Данный интерактивный курс представлен в виде html страниц с применением Java Script и Flash-технологий. Для оформления меню была использована flash-технология и ActionScript приложение. С помощью программы Macromedia Flash MX была организована визуальна составляющая приложения, включающая в себя ан ...

Содержание и источники воспитания
Содержание как философская категория – это определенным образом упорядоченная совокупность элементов, действий, деятельностей, образующих процесс, предмет или явление. Какие же элементы входят в содержание воспитания? Приступая к рассмотрению данной темы, вспомним понятия, на которые будем опиратьс ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru