Наряду с комплексными в 1990-е годы создано значительное количество парциальных программ, которые так или иначе выходят на экологическое воспитание дошкольников, некоторые из них имеют определенную направленность. Ряд психологов создали авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Рассмотрим эти программы.
Программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. В данной программе интересна структура построения занятия. Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа; экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой - личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания на эмоционально-положительной основе, у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа «Паутинка» (автор Ж.Л.Васякина-Новикова) развивает в детях планетарное мышление, разумное отношение: к миру и к себе как жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить сопереживание, сочувствие, которое потом трансформируется в содействие.
Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке - его внутреннем мире и созидательных поступках. В программе две базовые темы - «Природа» и «Человек». Тема «Природа» включает четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек). В центре второй темы - человек-созидатель: народные и национальные герои, подвижники мировой культуры, оставившие добрый след на Земле.
Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.
Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки), конструирования (постройки, мозаика), лепки (объемные фигуры и композиции).На развитие и коррекцию произношения акцент неделается.
Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4 - 6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Так, программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманного, социально-активного и творческого начал в детях 5 - 6 лет. Занимаясь по программе, дети приобретают целостный взгляд на природу, на место человека в ней, получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа содержит 10 блоков; каждый из них включает обучающий и воспитывающий компоненты - получение знаний о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (умения видеть красоту и др.). Пять блоков рассматривают область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой.
«Юный эколог» - программа, созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор - С.Н. Николаева). Программа включает две подпрограммы: 1) программу экологического воспитания дошкольников; 2) программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Таким образом, одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.
Похожие статьи:
Современные лингвистические и психолингвистические
представления о словообразовании существительных
В лингвистике и психолингвистике понятие "словообразование" рассматривается в различных аспектах. Термином "словообразование" называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении. В соответствии с пониманием термина " ...
Общие и отличительные признаки театрального и педагогического
действия
Система К.С. Станиславского показывает, что в театральном и педагогическом искусстве много общего. Педагог и актер должны знать и чувствовать аудиторию – передовую и отсталую ее часть, понимать, на кого ориентироваться и кому помогать. Надо знать азы человеческой реакции в зависимости от возраста, ...
Особенности профессиональной ориентации на современном этапе
Принципиально новым к началу нашего столетия (ко времени возникновения первых лабораторий профориентации) было то, что с проблемами выбора профессии столкнулось значительное число людей, которые стали мигрировать в города в поисках работы, что было связано с бурным ростом промышленного производства ...