Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений

Педагогика и воспитание » Педагогические возможности экологических занятий для коррекции звукопроизношения дошкольников » Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений

Страница 3

Наряду с комплексными в 1990-е годы создано значительное количество парциальных программ, которые так или иначе выходят на экологическое воспитание дошкольников, некоторые из них имеют определенную направленность. Ряд психологов создали авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Рассмотрим эти программы.

Программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. В данной программе интересна структура построения занятия. Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа; экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой - личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания на эмоционально-положительной основе, у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.

Программа «Паутинка» (автор Ж.Л.Васякина-Новикова) развивает в детях планетарное мышление, разумное отношение: к миру и к себе как жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить сопереживание, сочувствие, которое потом трансформируется в содействие.

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке - его внутреннем мире и созидательных поступках. В программе две базовые темы - «Природа» и «Человек». Тема «Природа» включает четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек). В центре второй темы - человек-созидатель: народные и национальные герои, подвижники мировой культуры, оставившие добрый след на Земле.

Анализ производится с целью выявления уровня и особенностей детской компетентности в дошкольном возрасте.

Предметом анализа выступают продукты; изобразительной и графической деятельности (рисунки, узоры, знаки), конструирования (постройки, мозаика), лепки (объемные фигуры и композиции).На развитие и коррекцию произношения акцент неделается.

Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4 - 6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства» посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Так, программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманного, социально-активного и творческого начал в детях 5 - 6 лет. Занимаясь по программе, дети приобретают целостный взгляд на природу, на место человека в ней, получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начало экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.

Программа содержит 10 блоков; каждый из них включает обучающий и воспитывающий компоненты - получение знаний о природе и развитие у детей разных аспектов отношения к ней (умения видеть красоту и др.). Пять блоков рассматривают область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе - растениям, животным и экосистеме леса, два - взаимодействию человека с природой.

«Юный эколог» - программа, созданная на основе Концепции экологического воспитания дошкольников (автор - С.Н. Николаева). Программа включает две подпрограммы: 1) программу экологического воспитания дошкольников; 2) программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей. Таким образом, одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих их. Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Анализ педагогических ситуаций и решение педагогических задач
Педагогическая работа – одна из тех, которую можно назвать теорией в действии. Теоретические основы пед. деятельности – принципы, формы, методы обучения и воспитания не посвященному в практическую работу человеку кажутся отвлеченными абстракциями. Уровень обыденного педагогического сознания в работ ...

Соединение части вида и части разреза
Рис.13.Соединение части вида части разреза Форма многих деталей такова, что при их изображении недостаточно дать только вид или только разрез, так как по разрезу иногда нельзя представить внешнюю форму детали. При изображении подобных деталей необходимо дать как вид, так и разрез, т. е. выполнить д ...

Опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков в ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Миллеровскому району
База практики: Отделение по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Миллеровскому району. Фактический адрес учреждения: Российская Федерация, 346130, Ростовская область, Миллеровский рай ...

Главное меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru