Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений

Педагогика и воспитание » Педагогические возможности экологических занятий для коррекции звукопроизношения дошкольников » Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений

Страница 2

На основе данной программы у детей в старшем дошкольном возрасте формируется большое количество разных обобщений - травы, кустарники, деревья, живое, неживое, сезонные изменения, рыбы, птицы, звери, среда обитания и др. Расширяются и конкретные представления детей - о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.

В содержании программы есть раздел «Развиваем речь детей». В этом разделе расписаны задачи по развитию речи детей дошкольного возраста, представления, навыки и умения, которыми дети должны овладеть в течение года. Задачи расписаны подробно на каждый год жизни ребенка, начиная с третьего. Кроме задач развития речи и навыков и умений детей в разделе описаны задачи воспитателя и уровни усвоения программы (низкий, средний и высокий).

На пятом году жизни дети должны овладеть произношением наиболее трудных звуков: свистящих, шипящих, Л, Р; чисто произносить все звуки, четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова.

Даются также «Методические советы» для реализации программы.

Один из авторов «Детства» - Н. Н. Кондратьева разработала свою парциальную «Программу экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». В основу содержания программы положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Сначала дети знакомятся с растениями, животными и человеком как живыми существами (1-й раздел), затем познают приспособленность живых организмов к среде обитания (2-й раздел), далее - их рост, развитие и размножение (3-й раздел) и, наконец, взаимосвязь живых организмов в экосистемах, связь человека с природой, для которого она является средой обитания (4-й раздел).

Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания.

Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности - наблюдение, моделирование, труд в природе, игра, изодеятельность и конструирование. С их содержанием и результатом автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, включенная в 4-й раздел «Азбуки экологии», которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года. В каждом разделе «Азбуки экологии» имеются подразделы «Разнообразие ценностей природы», «Нормы и правила взаимодействия живых существ в природе». Показаны различные аспекты ценности природы для человека - познавательные, эстетические, нравственные и средообразующие. Особого внимание на развитие речи в данной программе не обращается.

«Истоки» - комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную программу, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей в соответствии с уровнем возрастных возможностей и требованиями современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка со взрослым; определенной иерархией видов деятельности; психологическими достижениями ребенка, которые являются свидетельством развития его психики, сознания и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3 - 5 лет - младший и 5 -7 лет - старший. В каждом из возрастов имеется главная генетическая задача развития, которая и предопределяет тип ведущей деятельности. Основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и развития общения ребенка со взрослым и сверстниками в каждом возрасте, что и определяет усвоение общечеловеческих ценностей.

Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает в себя (как и все другие подразделы) характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Авторами программы показано, что познавательные возможности детей велики. Однако задачи развития в познании природы (например, в старшем дошкольном возрасте как наиболее показательном) сформулированы слишком обобщенно, неразвернуто и неконкретно. Фактически не представлен мир растений, фигурирует главным образом животный мир. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связей живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект). Ценно положение программы о том, что важнейшим педагогическим условием ее реализации является хорошая естественнонаучная осведомленность, развитое экологическое сознание воспитателей, их готовность к содержательному общению с детьми по вопросам жизни природных объектов.

Программа «Развитие», разработанная коллективом детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые понимаются как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей. В средней группе больше внимания уделяется сезонным явлениям, в старшей - растительному, а в подготовительной - животному миру. Можно сказать, что в программе имеется образовательная тенденция к экологическому воспитанию дошкольников.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Практика работы по формированию представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах средствами экскурсии
Эстетическая воспитанность школьника немыслима без развитого художественного вкуса, способности чувствования и оценки совершенства или несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение лю ...

Резерв двигательной активности
Уроки физической культуры выполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ...

Гигиена письма леворуких детей
Отказ от переучивания леворукого ребенка все же не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его обучения в школе. Скорее ставит целый ряд других, не менее важных. Это дифференцированные (с учетом особенностей леворуких) методики обучения, это комплекс гигиенических требований к ра ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru