Практика работы по формированию представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах средствами экскурсии

Педагогика и воспитание » Экскурсия как средство формирования представлений младших школьников об эстетических ценностях и идеалах » Практика работы по формированию представлений младшего школьника об эстетических ценностях и идеалах средствами экскурсии

Страница 2

Таким образом, проведение экскурсий развивает у детей наблюдательность, умение видеть такие явления и объекты, мимо которых дети проходили раньше, не замечая их. Существенное изменение претерпевают многие психические процессы и явления. У детей развиваются способности эстетического восприятия предметов и явлений природы, окружающей действительности, жизни людей, родной страны; создается запас эстетических впечатлений и представлений в наглядно-чувственно воспринимаемой и образно-понятийной формах. Накопление и эстетическое обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира способствуют формированию эстетической восприимчивости и воспитанию на ее основе эстетического вкуса. Опыт накопленных впечатлений и эстетических переживаний, способствует развитию творческого потенциала.

Обобщая изученный материал, можно сделать следующие выводы. Диагностика уровня эстетической воспитанности детей в наше время очень актуальна. При диагностике учащихся, педагог должен опираться на следующие показатели эстетической воспитанности:

показателем эстетической воспитанности является направленность внимания ребенка «на объект», «на других людей», «на себя»; а также выделение положительной направленности - на прекрасное;

показателем эстетической воспитанности является наличие социально значимых качеств личности. Набор этих качеств может быть различным в зависимости от модели выпускника конкретного учебного заведения. В качестве ведущих ориентиров можно выделить отношение к высшим ценностям: к человеку, труду, школе, прекрасному, природе, к самому себе.

 показателями являются отношение воспитанника к прекрасному; знание воспитанниками в соответствии с их возрастом эстетических категорий; сформированность умений и навыков к восприятию явлений действительности, а также проявление самостоятельности к творчеству и в области искусств в целом.

Таким образом, для определения уровня эстетической воспитанности школьников целесообразно использовать такие методы диагностики как наблюдение, беседа, эксперимент, совместное с родителями заполнение диагностических таблиц.

Диагностики фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

Диагностирование позволяет педагогу корректировать воспитательный процесс, совершенствовать способы работы с детьми и обогащать содержание воспитательного процесса.

Педагогическая диагностика вмонтирована в контекст жизнедеятельности детей. Проведение диагностик само по себе является воспитательным актом. Они, помимо своей основной функции, служат также средством формирования ценностных ориентаций и самооценки.

На основе проведенной нами работы по формированию представлений младших школьников об эстетических ценностях и идеалах можно сделать следующий вывод.

Сущность эстетических ценностей и идеалов человека состоит в том, что эстетические ценности представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер. Эстетическая ценность является интенсивной ценностью. Эстетические ценности выражают само согласованность мира.

Младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

К важным источникам эстетического опыта детей относится и экскурсия. Экскурсия при правильной подготовке и проведении расширяет кругозор младших школьников, учит их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. В процессе целевых наблюдений и экскурсий педагог обращает внимание детей не только на существенные черты того или иного явления, но и на красоту слаженного труда, преобразующего природу, на благородство взаимоотношений между людьми, построенных на взаимопомощи, товариществе и заботе друг о друге.

Проведение экскурсий развивает у детей наблюдательность, умение видеть такие явления и объекты, мимо которых дети проходили раньше, не замечая их. Существенное изменение претерпевают многие психические процессы и явления. У детей развиваются способности эстетического восприятия предметов и явлений природы, окружающей действительности, жизни людей, родной страны; создается запас эстетических впечатлений и представлений в наглядно-чувственно воспринимаемой и образно-понятийной формах. Накопление и эстетическое обобщение фактов, познание в образной форме закономерностей окружающего мира способствуют формированию эстетической восприимчивости и воспитанию на ее основе эстетического вкуса. Опыт накопленных впечатлений и эстетических переживаний, способствует развитию творческого потенциала.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Соотношение философии и педагогики в общей парадигме антропологических наук
У философии и педагогики давние связи, более того, первые педагогические мысли и теории зарождались именно в русле философских концепций – достаточно вспомнить античную историю, средние века или эпоху Возрождения. И наиболее тесная область пересечения этих научных областей получила название философ ...

Физико-математическая школа Томского государственного университета
Цель создания ТФМШ – отбор и воспитание талантливой учащейся молодежи путем обучения и привлечения их к участию в научной деятельности. Основными направлениями работы школы являлись и остаются на настоящем этапе развития школы: - профильное углубленное обучение школьников 8-11-х классов; - научно-и ...

Психолого-педагогическое обоснование
Понятие «компетентность» означает способность человека эффективно взаимодействовать со своим окружением. Социальная компетентность связана с социальным взаимодействием и может быть отождествлена, поскольку речь идет о способности человека, с социальной квалификацией и социальной подготовленностью. ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru