Организационные вопросы подготовки экскурсии

Страница 2

Руководящая роль на экскурсии должна принадлежать учителю. Если учитель заметил, что экскурсовод увлекся и излагает материал, не учитывая уровень подготовленности школьников, можно обратиться к нему с опросами, которые напомнят экскурсоводу о теме, что не позволит превратить экскурсию в лекцию на предприятии. Учитель должен обратить внимание экскурсовода на то, чтобы во время объяснения устройства аппаратов он не поворачивался спиной к учащимся, как это часто бывает у недостаточно опытных экскурсоводов. Следует помнить, что в производственных экскурсиях всегда остро встает проблема слышимости. Пользование громкоговорителем чаще всего не целесообразно: это лишь усиливает шум в цехе. Еще бесполезнее пытаться перекричать шум действующего оборудования. Самое лучшее в таких случаях - изложить материал перед входом шумный цех или участок, а на месте давать лишь краткие, самые необходимые пояснения. Отвечать на вопросы следует уже при выходе из цеха.

Если учитель хорошо знает данное производство, то лучше ему самому поводить экскурсию, используя помощь инженерно - технических работников, сопровождающих экскурсию.

Экскурсия как особая форма организации учебного процесса требует специальной и довольно основательной предварительной подготовке учащихся. От этого зависит весь ее результат. Опытный учитель на протяжении целого ряда уроков фиксирует внимание учащихся на материале, который в той или иной мере связан с предстоящей экскурсией. Накануне же самой экскурсии во время специального вводного занятия в классе учитель проводит следующую работу: а) объясняет учащимся цель экскурсии; б) знакомит в общих чертах с объектом; в) сообщает учащимся знания, необходимые для понимания экскурсионного материала; г) демонстрирует чертежи и рисунки, облегчающие наблюдение и изучение аппаратов и процессов; д) знакомит с планом экскурсии; е) сообщает учащимся время и место сбора, маршрут экскурсии, делит класс на группы, каждая из которых получает конкретное здание. Учитель указывает, на что именно, кроме общего осмотра всего объекта, следует обратить особое внимание, что зарисовать, записать, основываясь на документальном материале (история завода, люди, планы, место в отрасли), кому на производстве следует взять образцы сырья, полупродуктов, готовой продукции и для этой цели изготовить и взять с собой посуду с чистыми этикетками, полиэтиленовые мешочки и т.д. Учитель называет также темы сообщений по материалам экскурсии и рекомендует дополнительную литературу по теме экскурсии.

На вводном занятии учитель разъясняет правила техники безопасности, но это не означает, что учащиеся нужно загружать изучением всех правил. Они, прежде всего, должны усвоить их главное содержание. Учащиеся обязательно должны знать следующие правила поведения: на пятна жидкостей, различных на полу, не наступать; аппараты и сосуды не трогать; образцы без разрешения начальника цеха или мастера не брать.

Вся подготовительная работа должна строиться так, чтобы вызвать у учащихся интерес к экскурсии. Четкие указания о том, на что следует обратить внимание, предупреждают расплывчатость и бессодержательность наблюдений, обеспечивают избирательность и способствует установлению логических связей между самыми важными производственными явлениями. План экскурсии по этапам, указания о наблюдениях и вопросы, которые следует выяснить, учащиеся записывают в тетради, оставляя под каждым вопросом место для записей во время экскурсии.

Страницы: 1 2 

Похожие статьи:

Структура воспитательной системы школы
Структура воспитательной системы выглядит так: 1) цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается); 2) деятельность, обеспечивающая реализацию целей; 3) субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий; 4) рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие с ...

Современные цели образования и дидактические принципы организации учебной деятельности на уроках математики
Стремительные социальные преобразования, которые пережива­ет наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. В связи с этим остро актуальной стала задача создания новой концеп­ции образования, отражающей как интересы общества ...

Особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии
Особенностью процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режим ...

Главное меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru