Определение понятия "педагогическая технология"

Страница 1

Понятие "технология" характеризует общий способ организации деятельности по получению определенного "продукта". В отечественной педагогической литературе чаще говорят не о проектировании педагогической технологии, а о ее разработке или о наличии ее у того или иного педагога. Термин "разработка" и контексты его использования в большинстве педагогических работ позволяют, на наш взгляд, рассматривать его как синоним термина "проектирование". Что касается рефлексии сложившихся у отдельных педагогов способов работы и фиксирования их в термине "педагогическая технология", то здесь не все далеко так однозначно и требуется специальное обсуждение того, что же все-таки обозначается этим термином.

В самом общем виде трактовку понятия "педагогическая технология" в современной отечественной педагогике можно свести, на наш взгляд, к трем основным точкам зрения.

1. Педагогическая технология отождествляется с любой формой организации учебного процесса, которая представляет из себя относительно автономную и однозначно очерченную систему ее представления. По этой трактовке ПТ к ним относят:

классно-урочную систему;

проблемное обучение;

программированное обучение;

развивающее обучение;

дифференцированное обучение;

бригадно-лабораторное обучение;

коллективный способ обучения.

Такой подход не может претендовать на научную проработку вопроса о педагогических технологиях как таковых, поскольку осуществленный анализ исключительно эклектичен и теоретически не корректен. В лучшем случае такого рода попытки "классификаций" можно расценивать только как желание упорядочить имеющиеся в педагогике представления о разнообразии условий и средств обучения.

2. Второй вариант трактовки ПТ может быть представлен подходом В.Ф. Башарина, выделившего три уровня, на которых можно вести обсуждение данного понятия: методологический, уровень обобщенных ПТ и уровень конкретных ПТ.

К обобщенным ПТ автор относит:

Обобщенные технологии воспитательной работы А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинского, В.П. Иванова.

Обобщенные технологии обучения: программированное обучение, проблемное обучение, система формирования познавательных интересов у учащихся.

Обобщенную технологию педагогического общения, разработанную А.А. Леонтьевым.

К конкретным ПТ автор относит технологию воспитания А.А. Дубровского и др., технологии обучения В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, Н.П. Гузика и др., технологию педагогического общения Ш.А. Амонашвили и др.

3. Третий вариант связывает сущность ПТ с оптимальным выбором методов и форм для получения максимального результата в конкретных условиях обучения, Общим для всех подходов является трактовка ПТ как рационально организованной деятельности, характеризующейся определенной последовательностью операций и оснасткой, позволяющих получить результат с наименьшими затратами. .

Выбор ПТ обусловливается: а) целями, которые ставит организатор педагогического процесса; б) результатом совершенной деятельности; в) педагогической ситуацией. Соответственно одна ПТ отличается от другой по:

1) способу организации педагогического процесса;

2) инструментарию.

Методологически такое понимание ПТ можно представить следующим образом:

а) педагогическая технология в них рассматривается как категория дидактики;

б) педагогическая технология как категория раскрывается через анализ ее на определенном уровне обобщения;

в) осуществляемая на этих уровнях интерпретация содержания педагогической технологии позволяет трактовать педагогическую технологию и как категорию "прикладной дидактики"; под "прикладной дидактикой" разумеется практика организации обучения в соответствии с определенными теоретическими представлениями;

г) как категория "прикладной дидактики" педагогическая технология интерпретируется либо в методическом варианте, либо в варианте описания индивидуальной творческой деятельности;

д) субъекты учебного процесса "представлены" в трактовках педагогической технологии только в варианте описания индивидуальной творческой деятельности.

Выше, обсуждая проблематику проектирования, мы уже фиксировали тот факт, что "проектировочный парадокс" своеобразно "заявляет" о себе в форме описания опыта творческой педагогической работы. Преодолевая "проектировочный парадокс", мы проработали ряд вопросов, решение которых здесь следует вкратце воспроизвести, чтобы иметь основания для дефиниции педагогической технологии.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Формирование грамматических навыков при работе с поэтическим материалом на уроке английского языка
Многие школьные учителя-практики (и начинающие, и с большим стажем работы) отмечают, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, быстро утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят удовлетворения ни учите ...

Основы взаимодействия классного руководителя с родителями
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет пр ...

Содержание и задачи обучения в старшей группе
Изобразительная деятельность детей 5 лет становится разнообразнее и сложнее. Это связано с тем, что в психологическом и физиологическом отношении ребенок стал более развитым. Окрепли и руки, но мелкие движения пальцами детям производить трудно. Ребенок на шестом году жизни может анализировать форму ...

Главное меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru